Человеку, который попал в ситуацию, бросающую ему вызов в плане преданности религиозным убеждениям и вовлекающую его во внутренний конфликт, чреватый нехарактерными для него действиями, или индивидууму, переживающему психические и физические страдания и расстройства, которые стали следствием внутренних сомнений или внешнего преследования, основанного на религиозных мотивах, действительно стоит обратиться за поддержкой к терапевту или другому специалисту в области психического здоровья.

РЕЛИГИЯ И ДУХОВНОСТЬ

Религию и духовность часто рассматривают как тесно связанные понятия, но на самом деле это не одно и то же. Человек может выражать свои духовные устремления посредством религии, но все же духовность обычно представляет собой нечто большее и включает также связанность с природой, самой Вселенной и, возможно, с какой-то высшей силой – при этом эту высшую сущность совершенно не обязательно как-то идентифицировать. Духовность не ограничена убеждениями или практиками, включенными в какое-то организованное религиозное течение, и ее проявления могут включать медитацию, йогу, танцы и т.п. Религия зачастую представляет собой куда более формальную систему взглядов и практик, и религиозные индивидуумы обычно идентифицируют себя последователей определенной веры или определенного набора убеждений.

ПОНИМАНИЕ СУТИ РЕЛИГИОЗНЫХ ПРОБЛЕМ

Религия может оказать значительное влияние на образ жизни человека и на его отношение к происходящему. Проведя анализ своей жизни, верующий человек, скорее всего, обнаружит целый ряд различных аспектов, находящихся под влиянием его религиозных убеждений. Человек может стать последователем определенной веры еще в детстве, переняв религиозные убеждения у родителей, или же принадлежность к определенной религии может стать следствием его личных духовных поисков. Некоторые индивидуумы подвергаются гонениям, преследованиям или дискриминации из-за своей системы убеждений. Некоторые другие люди продолжают придерживаться определенной системы взглядов, навязанной им семьей, друзьями или интимным партнером, даже если она отличается от их личных, персональных убеждений, потому что они чувствуют себя обязанными «соответствовать» и поддерживать этот образ. Верующие могут искать интимного партнера только среди прихожан своей церкви, или они могут принимать решение вступить в брак и завести семью, основываясь на своих религиозных взглядах и убеждениях. Религиозные взгляды также могут определять дружеские отношения человека и его отношения с семьей – и это влияние может быть как позитивным, так и негативным.

Для многих людей религия становится источником умиротворения, утешения и комфорта. Вера в какую-то высшую силу придает их жизни смысл и значение, а религиозные догматы предоставляют им набор четко очерченных стандартов – моральный кодекс, которым они могут руководствоваться в своей жизни. Вера позволяет им с большей легкостью справляться с жизненными испытаниями и различными вызовами, а также облегчает проявление сочувствия и сострадания по отношению к другим людям. Однако некоторые религии могут отклоняться от обозначенной ими доктрины и оперировать принципами, которые могут оказаться вредоносными для психического или физического самочувствия и благополучия, либо они могут запрещать своим последователям реализовывать определенные аспекты своей природы. В таких случаях у человека могут возникнуть вопросы к определенным аспектам своей веры, и эти сомнения могут причинить ему душевные страдания и негативно повлиять на его эмоциональное и психическое состояние.

МОЖЕТ ЛИ РЕЛИГИЯ ПОВЛИЯТЬ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ?

Внутренний конфликт, обусловленный религией, может стать настоящим испытанием для человека. Все эти сомнения могут спровоцировать сильнейшее беспокойство и тревожность и даже привести к проявлению депрессивных симптомов. Колебания и моменты неопределенности в плане духовности и религии могут повлечь за собой изменения в убеждениях человека и практической реализации этих убеждений. Они могут отразиться на его поведении и его отношении к другим людям, а также на его отношениях с самим собой. Люди, которых одолевают религиозные сомнения, могут страдать от отсутствия баланса и гармонии, их может мучить ощущение неуверенности и неопределенности. Они могут постоянно беспокоиться и тревожиться, и у них даже может развиться страх перед божественным возмездием и неминуемым наказанием за эти сомнения – особенно если их вера основана на убежденности в существовании карающего бога. Некоторые люди начинают злоупотреблять алкоголем или наркотиками в попытке справиться с этими переживаниями. Также в некоторых случаях человек начинает причинять вред самому себе, или у него даже могут возникнуть суицидальные мысли.

Религиозная дискриминация, преследования и гонения тоже могут негативно повлиять на самочувствие человека и снизить уровень его общего благополучия. Жертвы подобного обращения могут страдать от чрезмерной тревожности, депрессии и сильнейшего стресса. Экстремальные проявления дискриминации в виде физического насилия могут привести к развитию посттравматического стресса – не говоря уже о последствиях повреждений на физическом уровне.

В ходе недавнего исследования, посвященного выявлению взаимосвязи между религиозными убеждениями и проблемами на уровне психического здоровья, было выдвинуто предположение о том, что природа божества, которому поклоняется тот или иной верующий, может оказать определенное влияние на психическое и эмоциональное здоровье этого человека. Согласно результатам исследования, люди, верящие в мстительное или гневливое божество, отличаются большей склонностью к появлению психических проблем и расстройств (таких, как социальная тревожность, паранойя, а также обсессии и компульсии) по сравнению с людьми, поклоняющимися доброжелательной сущности или божеству, не утруждающему себя вмешательством в человеческую жизнь.

Некоторые другие аспекты и уровни воздействия религиозных взглядов на психическое здоровье человека можно наблюдать при наличии такого состояния, как «синдром религиозной травмы (СРТ)», которое считается спорным и неоднозначным. Формальный термин для обозначения этого расстройства был введен в 2011 году консультантом по человеческому развитию доктором Марлен Винелл. Она использовала термин «СРТ» для описания совокупности симптомов, которая часто наблюдается у людей, переживших негативный и вредоносный опыт, непосредственно связанный с их религией. СРТ может развиться у последователей чрезмерно контролирующей религии, или он может стать следствием выхода из определенной религиозной группы или течения. Этот синдром может проявляться в таких симптомах, как страх, беспокойство и тревожность, флешбеки (яркие и внезапные вспышки воспоминаний), ночные кошмары, панические атаки, депрессия и проблемы с социальным взаимодействием. Довольно часто в таких случаях человека мучает сильнейший страх перед божественным наказанием и неминуемым возмездием – даже если он утратил веру в доктрины этой религии. Этот страх может сохраниться на долгие годы, и нередко он продолжает мучить человека уже после выхода из определенной религиозной группы. К прочим симптомам относится ощущение собственной никчемности и ничтожности, выученная беспомощность и акты самоповреждения.

Выход из контролирующего религиозного течения может причинить человеку сильнейший стресс – особенно если он родился в этом сообществе и с детства воспитывался как член данной религиозной группы.  Но стресс и паника – это не единственные последствия такого поступка: отказ от религии может в корне изменить всю жизнь человека, разрушить его самоощущение и подорвать основы его видения мира. Некоторые культы и секты не дают своим членам никакого представления о мире, находящемся «за стенами церкви» или за рамками этого закрытого сообщества, и отсутствие информации еще больше усложняет переходный период. Терапевту или любому другому человеку, не знакомому с влиянием постоянного религиозного контроля, может быть весьма непросто понять и осознать интенсивность страха, который переживают люди, освободившиеся от этого гнета. Многие специалисты в области психического здоровья верят в то, что признание этого синдрома и просвещение широкой общественности может подтолкнуть людей, переживающих все эти симптомы, к поиску помощи и лечения. Знание симптомов этого синдрома и способность его диагностировать позволит терапевтам с большей легкостью выявлять и прорабатывать подобные проблемы.

ТЕРАПИЯ ДЛЯ ПРОРАБОТКИ ПРОБЛЕМ, СВЯЗАННЫХ С РЕЛИГИЕЙ

Людям, которые столкнулись с проблемами религиозного характера, было бы очень полезно исследовать и проработать все эти переживания в ходе терапии. Многие терапевты неохотно включают обсуждение религии в терапевтический процесс – они колеблются и опасаются затрагивать такие темы, потому что их обсуждение считается спорной и неоднозначной практикой. Однако терапевт все же может предоставить своему пациенту мягкое руководство и наставничество без поддержки или отторжения личных религиозных убеждений этого человека. Терапевту не нужно выражать свое личное мнение по поводу всех этих догматов и доктрин – вместо этого он может помочь пациенту прояснить моменты сомнения и замешательства, выявить неприятные симптомы, облегчить общее расстройство чувств, а также проработать любые последствия религиозных проблем, негативно отражающиеся на здоровье, самочувствии и общем благополучии этого человека. Терапевт должен воздерживаться от предвзятости и предубеждений в ходе обсуждения этих проблем. Ему нужно подходить к обсуждению любой темы (включая религию) с осторожностью и заботой, ему нужно проявить должную чувствительность и уважение к взглядам своего пациента. Только с этих позиций он может исследовать проблемы и тревоги, имеющие отношение к религии, а также давать необходимую поддержку тем людям, которые столкнулись с преследованием и дискриминацией на основе религии. Такой терапевт сможет помочь пациенту в разрешении внутренних конфликтов между религиозными догматами и реальной жизнью, а также в обретении более полного понимания самого себя – как в роли последователя определенной религии, так и за ее рамками.

При наличии симптомов синдрома религиозной травмы или каких-то других проявлений вредоносного влияния религиозных убеждений специалист в области психического здоровья часто может помочь в устранении этих симптомов. Он помогает пациенту выявить травму, лежащую в их основе, а потом проводит рефрейминг его мыслей и убеждений, закрепляя в сознании клиента модель, которая будет куда более благоприятной и полезной для его психического благополучия. Также людям, получившим религиозную травму, часто рекомендуют посещать сеансы групповой терапии и общаться с другими людьми, попавшими в похожую ситуацию и недавно покинувшими какие-то религиозные культы и секты.

Если человек все еще считает себя верующим, но он начал сомневаться в одном или нескольких положениях этой доктрины, специалист в области психического здоровья может помочь ему выявить и исследовать любые сопутствующие тревоги и проблемы и найти возможные способы их решения. Кроме того, он может научить клиента более полезным стратегиям, которые позволят ему справляться с происходящим и в то же время сохранять нейтральное отношение. В некоторых случаях светский терапевт или специалист в области психического здоровья может направить такого пациента к пастору или психологу-консультанту с религиозным уклоном, либо он может посоветовать такому человеку поговорить с прихожанином той же церкви или лидером этого религиозного течения – эти беседы станут прекрасным дополнением к терапии. 


Позвоните нам!
Ваш заказ готов к оформлению
Личный кабинет
Вам будет доступна история заказов, управление рассылками, свои цены и скидки для постоянных клиентов и прочее.
Ваш логин
Ваш пароль
+7 (903) 723-21-30
Работаем для вас с 10:00 до 20:00