Отсутствие ощущение безопасности и надёжности в отношениях в ранние годы жизни может привести к появлению проблем с привязанностями, и в будущем такой человек может столкнуться с трудностями в налаживании и поддержании отношений с другими людьми. Вмешательство на самых первых этапах формирования подобных проблем часто оказывается наиболее эффективным, и поэтому детям, у которых наблюдаются проблемы с привязанностями, действительно стоит посетить психолога – разговор со специалистом окажется очень полезным для них.

ПРИВЯЗАННОСТЬ – ТЕОРИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ

Джон Боулби, специалист в области психологии развития, первым описал понятие «привязанность», основываясь на тесной связи между матерью и ребёнком. Согласно Боулби, создание привязанности представляет собой не одноразовое событие или действие, а процесс, который начинается при рождении и распространяется на первые годы жизни. Отношения ребёнка с его основным опекуном (как правило, им является мать) могут повлиять на стиль формирования привязанностей, который он будет использовать до конца своей жизни, и отсутствие ощущения безопасности и надёжности в ранних привязанностях может негативно повлиять на его будущие романтические отношения.

Обычно у детей формируется здоровая и безопасная привязанность к матери, которая компетентна в исполнении родительских обязанностей и всегда правильно реагирует на потребности ребёнка – например, кормит ребёнка, когда он плачет. Формирование привязанностей между отцами и детьми изучалось далеко не так подробно, но предварительный анализ позволяет утверждать, что этот процесс является во многом похожим – возможно, здесь больший акцент делается на игровое взаимодействие.

Для классификации и оценки привязанности исследователи часто используют тест «Незнакомая ситуация», который был разработан психологом Мэри Эйнсворт. В ходе прохождения теста мать оставляет ребёнка с исследователями, которые наблюдают за его реакциями. Дети с безопасной привязанностью демонстрируют сильную связанность с матерью, тогда как дети с небезопасной привязанностью выдают целый ряд странных и нездоровых реакций, включая проявление гнева по отношению к матери после ее возвращения.

Результаты теста позволили выявить четыре стиля привязанности:

  • Безопасная: В присутствии матери ребёнок взаимодействует с другими людьми и расстраивается, когда мать его покидает. В отсутствие матери он старается избегать контакта с незнакомцами. Такая реакция говорит о наличии здоровой привязанности.
  • Беспокойная или тревожная небезопасная: В присутствии незнакомцев ребёнок начинает беспокоиться, он не желает с ними взаимодействовать. После ухода матери ребёнок очень сильно расстраивается, и после её возвращения он остаётся невосприимчивым к её попыткам наладить общение. Такая реакция может указывать на то, что родителю не удаётся планомерно и последовательно заботиться об удовлетворении потребностей ребёнка.
  • Отстранённая или избегающая небезопасная: Ребёнок проявляет неуверенность и выдаёт двойственную реакцию как на незнакомцев, так и на собственную мать. Он не хочет, чтобы его брали на руки, и не выказывает особых предпочтений по отношению к своим опекунам. И вот о чем говорят такие реакции: скорее всего, в какой-то момент ребёнок понял, что его попытки удовлетворить собственные потребности игнорируются, и так будет происходить всегда.
  • Опасливая (неорганизованная/дезориентированная): При наличии такого стиля привязанности ребёнок может расстроиться из-за разлуки с матерью, и он может испытать облегчение, когда она возвращается, - но все же при этом он может не захотеть того, чтобы его брали на руки. Он может драться или уклоняться от прикосновений, а также проявлять гнев по отношению к матери после ее возвращения. Выяснилось, что больше половины матерей детей с подобным стилем привязанности после рождения ребёнка переживали депрессию, основанную на психологической травме.

ПОНИМАНИЕ ПРОБЛЕМ С ПРИВЯЗАННОСТЬЮ

Узы привязанности, формирующиеся вместе с самой первой связью в жизни человека – и это связь со своим основным опекуном (как правило, это мать) – являются обязательными и необходимыми для установления определённой модели формирования последующих привязанностей. Недостаточная сила этой связи может привести к нарушениям развития – как на социальном, так и на эмоциональном уровне. Проблемы с привязанностью обычно становятся результатом ранней разлуки с родителями, длительной госпитализации, травмирующих инцидентов, эпизодов пренебрежения или каких-то других проблемных переживаний из детства. Эти проблемы могут негативно повлиять на способность формировать здоровые и безопасные привязанности в последующие годы жизни. Привязанность непосредственно связана с доверием и эмпатией, и, если в ранние годы жизни привязанности так и не развиваются, ребёнок рискует так и не научиться доверять людям и не развить в себе такое качество, как осознанность и совестливость.

Во многих случаях все эти проблемы с привязанностью так и остаются не выявленными и непроработанными, - поэтому мы не можем в полной мере оценить реальную распространённость этой проблемы и назвать точное количество таких случаев. Проблемы с привязанностью чаще всего возникают у маленьких детей, подвергшихся неподобающему обращению – в основном в виде пренебрежения или частой передачи ребёнка от одного опекуна к другому. Длительное проживание в специализированных учреждениях, долгая госпитализация или долговременная разлука с родителями в силу каких-то других причин тоже может привести к возникновению проблем с привязанностью и нарушений развития – так же, как и непоследовательное поведение родителей или опекунов.

К проявлениям небезопасной привязанности относится:

  • Избегание зрительного контакта.
  • Избегание физического контакта.
  • Неприятие прикосновений или попыток наладить эмоциональную связь.
  • Частые приступы неконтролируемых рыданий.
  • Склонность успокаивать и утешать самого себя.
  • Недостаток интереса к игрушкам или интерактивным играм, подразумевающим взаимодействие.

РЕАКТИВНОЕ РАССТРОЙСТВО ПРИВЯЗАННОСТИ (РРП)

Реактивное расстройство привязанности (РРП) – это серьёзное расстройство, поддающееся диагностике. Это состояние начинает развиваться в детстве – как правило, в возрасте от 9 месяцев до 5 лет. Диагностические критерии, представленные в Диагностическом и статистическом руководстве (DSM), говорят о том, что дети с РРП не часто ищут утешения от опекунов, столкнувшись с какими-то трудностями или другими поводами для огорчения или расстройства, либо они не реагируют на подобные утешения. У них постепенно формируется модель замкнутого и нелюдимого поведения, которая проявляется постоянно, планомерно и последовательно. Такому ребёнку часто весьма непросто выдавать уместные эмоциональные и социальные реакции на других людей, и он может переживать страх, раздражение или печаль без явных на то причин. Дети с этим расстройством могут испытывать явную антипатию к физическим проявлениям близости и привязанности, у них могут быть проблемы с управлением гневом и самоконтролем, в общем и целом, и им может быть весьма непросто выражать симпатию и любовь.

КАК ПСИХОТЕРАПИЯ МОЖЕТ ПОМОЧЬ ПРИ НАЛИЧИИ ПРОБЛЕМ С ПРИВЯЗАННОСТЬЮ

Неразрешённые проблемы с привязанностью могут нарушить развитие способности формировать и поддерживать отношения любого рода в последующие годы жизни. Терапия часто идёт на пользу детям, имеющим определённые проблемы с привязанностью, и она даёт им массу преимуществ, потому что в ходе терапии они узнают о том, как выглядят здоровые отношения. Они могут исследовать различные способы налаживания конструктивных связей с опекунами и выработать стратегии борьбы с симптомами, которые ассоциируются с проблемными привязанностями в ранние годы жизни.

Игровая терапия часто оказывается эффективной в лечении детей, страдающих от РРП. Ребёнок с этим состоянием может посещать терапевтические сеансы вместе с родителем или опекуном. В общем и целом лечение концентрируется на укреплении их отношений и освоении способов формирования здоровой привязанности.

Взрослые, которые так и не разобрались со своими проблемами в этой области, и сейчас страдают от последствий проблем с привязанностью, в ходе терапии могут идентифицировать и исследовать свои детские трудности и потери. Терапия поможет им завершить процесс переживания горя по поводу тесных связей и уз, которых им так и не довелось прочувствовать в детстве, и покончить со всем этим, научившись формировать здоровые привязанности и принимать любовь от других людей – если у клиента есть определённые проблемы в этой области. Терапия окажется очень полезной для взрослых, переживающих определённые проблемы с привязанностью, и даст им массу преимуществ, способствуя развитию умения налаживать более крепкие связи с друзьями, детьми и партнёрами.


Позвоните нам!
Ваш заказ готов к оформлению
Личный кабинет
Вам будет доступна история заказов, управление рассылками, свои цены и скидки для постоянных клиентов и прочее.
Ваш логин
Ваш пароль
+7 (903) 723-21-30
Работаем для вас с 10:00 до 20:00