Одарённость может открыть перед ребёнком новые возможности. Одарённый ребёнок может перескакивать через класс, его могут включить в престижную программу, либо он может развить такие навыки и умения, о которых его родители даже не мечтали, потому что они считали, что это невозможно. И все же одарённость также может стать источником проблем для родителей такого ребёнка, других детей и работников системы образования. У одарённого ребёнка могут возникнуть трудности социального характера, либо ему может потребоваться специализированная программа обучения.

Несмотря на то, что одарённость не является диагнозом, связанным с психическим здоровьем, родителям одарённых детей стоит поговорить с терапевтом, который может дать поддержку одарённому ребёнку и подсказать его родителям, как они могут удовлетворить все потребности своего необычного отпрыска.

ЧТО ТАКОЕ ОДАРЕННОСТЬ?

Система образования оперирует несколькими разными определениями одаренности. В некоторых образовательных учреждениях ребенок считается одаренным лишь тогда, когда он набирает высокий балл при прохождении стандартизованных тестов. Приверженцы другого подхода оценивают степень одаренности на основании мастерства учащегося, проявляющегося в ходе работы в классе.

Универсального определения одаренности, которое можно применить ко всем детям без исключения, в принципе не существует. Некоторые исследователи ставят под сомнение само понятие одаренности как таковое, утверждая, что одаренность представляет собой не врожденный талант, а скорее продукт социальных привилегий или следствие регулярной практики. Согласно этой теории, при наличии правильной и достаточной поддержки любой ребенок может стать одаренным по крайней мере в каких-то областях.

МИФЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ОДАРЕННОСТИ

В СМИ и других информационных пространствах одаренность часто изображается как «золотой билет» - своеобразный пропуск в страну выдающихся достижений, обеспечивающий преуспевание в жизни. Однако в реальности все не так просто...

Миф: Одаренный ребенок будет талантлив во всем, чем он решит заняться.

Истина: Одаренность может распространяться на одну определенную область, тогда как в других сферах у этого ребенка могут проявляться среднестатистические навыки и умения – или уровень из развития даже может быть ниже нормы. Например, студент с явным талантом к писательству может с трудом сдавать экзамены по точным наукам.

Миф: Одаренные дети всегда хорошо учатся в школе.

Истина: Отношения одаренных детей со школой складываются по-разному. Некоторые одаренные дети ставят на первое место высокие оценки и возможность выделиться. Некоторым другим одаренным детям не хватает мотивации, потому что школьная программа кажется им слишком простой и слишком скучной, или они постоянно отвлекаются на какие-то другие, более интересные занятия, которые воодушевляют и полностью захватывают их. Иногда одаренный школьник хочет хорошо учиться, но страх перед возможным провалом заставляет его саботировать самого себя.

Миф: Одаренные дети отличаются большей серьезностью и зрелостью по сравнению со своими сверстниками.

Истина: Одаренные дети могут обладать самыми разными личностными качествами и характеристиками. Некоторые из них со стороны кажутся бестолковыми и несообразительными, некоторые другие ведут себя импульсивно, третьи кажутся тихими и спокойными, а четвертые постоянно беспокоятся и тревожатся. К тому же наличие определенных талантов и умений продвинутого уровня не обязательно означает превосходство в интеллектуальном или эмоциональном развитии на фоне сверстников. Даже если 8-летний ребенок умеет складывать в уме семизначные числа, он все еще может нуждаться в регулярном напоминании о необходимости исполнения определенных обязанностей.

Миф: Наличие ярлыка «одаренный» или «не-одаренный» является постоянным и неизменным.

Истина: Одаренность может меняться или эволюционировать со временем. Ребенок, который быстро научился читать, не обязательно будет блистать литературными талантами во взрослом возрасте, а ребенок, которому было весьма непросто осваивать школьную программу в начальных классах, может превратиться в круглого отличника в средних классах и проявить выдающиеся таланты в какой-то области. К тому же на данный момент существует множество разных определений одаренности, и ребенок может получить характеристику «одаренный» в одном образовательном учреждении, тогда как в другом он не будет соответствовать критериям одарённости.

ДВАЖДЫ ОСОБЕННЫЕ ДЕТИ

Иногда одаренный ребенок также имеет какие-то ограничения возможностей в плане обучения или инвалидность. Таких детей называются «дважды особенными», и они могут нуждаться в значительной поддержке для того чтобы научиться управлять различными потребностями и удовлетворять их. И все же довольно часто таких детей воспринимают и классифицируют неправильно.

На некоторых одаренных детей с особенностями, затрудняющими учебный процесс, навешивают ярлык, учитывающий только их диагноз. Например, ребенок с СДВГ может постоянно нарушать все возможные правила поведения и проявлять экстремальное непослушание, отвлекая внимание от своих дарований и талантов в сфере музыки или искусств. Родители и работники системы образования должны постоянно помнить о том, что дети, имеющие определенные проблемы в плане обучения, тоже могут быть одаренными – к ним просто нужно присмотреться повнимательнее.

Других дважды особенных детей рассматривают исключительно сквозь призму их одаренности. Они могут скрывать свои трудности в плане обучения или некоторые ограничения в возможностях, используя свои таланты для компенсации того, чего им не хватает, и из-за искусного сокрытия этих проявлений они могут получить диагноз только в подростковом возрасте или даже позже. Однако без диагноза эти дети не могут получить помощь и поддержку, необходимую для полной реализации их потенциала.

Иногда одаренность и ограничения в возможностях в плане обучения переплетаются таким причудливым образом, что ребенок переходит в режим перегрузки, и переполняющие его переживания кажутся ему просто невыносимыми. Одаренные дети быстро учатся и так же быстро начинают испытывать скуку. Знание о своем диагнозе может только помешать такому ребенку должным образом концентрироваться на школьных занятиях и эффективно справляться со своими эмоциями. Ребенок может расстраиваться и испытывать фрустрацию, обнаружив, что некоторые занятия и активности даются ему тяжелее, чем другим детям. И, если академическая успеваемость такого ребенка оставляет желать лучшего, и его успехи в учебе не являются постоянными и последовательными, окружающие могут навесить на него в корне ошибочный ярлык «лентяй».

Точно так же, как и все остальные дети с ограниченными возможностями и особыми потребностями, дважды особенные дети имеют право учиться по Индивидуальной программе обучения (ИПО). Работники системы образования составляют эту программу вместе с родителями, а потом регулярно пересматривают этот план – как минимум раз в год. ИПО должна учитывать уникальные потребности данного конкретного учащегося. Например, ребенок с аутизмом, демонстрирующий выдающиеся музыкальные таланты, может быть переведен на индивидуальное обучение музыке, при котором уроки проводятся в отдельном кабинете для минимизации воздействия отвлекающих факторов.

Исследователи, изучающие «дважды особенных» детей, развеивают мифы о том, что такие дети находятся «в группе риска». Этот ярлык подразумевает определенную стигматизацию, а именно – слишком сильную концентрацию на трудностях и испытаниях, с которыми сталкивается такой ребенок. И он также может стать источником беспокойства и тревожности для самого ребенка. Таких детей стоит воспринимать скорее как «детей с многообещающим потенциалом», и такое отношение может подтолкнуть родителей и работников системы образования к разработке специальных учебных стратегий, помогающих таким учащимся в полной мере реализовать свои таланты.

ИСПЫТАНИЯ И ВЫЗОВЫ ОДАРЕННОСТИ

Одарённость может принести с собой уникальные испытания и вызовы. Такие дети часто сталкиваются со следующими трудностями: 

  • Скука: традиционные учебные программы и условия обучения могут казаться одаренным детям невероятно скучными и совершенно не интересными. И эта скука может стать просто невыносимой – особенно если у ребенка присутствуют какие-то другие состояния (например, чрезмерная тревожность или СДВГ).
  • Непослушание, постоянное нарушение правил: одаренные дети, которым нечем заняться в классе, могут проявлять нетерпение, раздражение или повышенную конфликтность. Если у ребенка нет продуктивных каналов выхода для имеющихся талантов, он может реализовывать свои дарования в форме нарушения дисциплины и плохого поведения.
  • Перфекционизм: одарённые дети могут устанавливать для себя слишком высокие стандарты. И, когда такому ребенку не удается стать «самым лучшим» в каком-то занятии или активности, у него может возникнуть мучительное чувство стыда, или он начинает сомневаться в себе.
  • Социальные трудности: некоторым одаренным детям весьма непросто вписаться в коллектив сверстников и наладить отношения с ними. Например, ребенок, одержимый физикой, может не понимать, почему его одноклассники не хотят проводить научные эксперименты вместе с ним.

Родители одаренных детей могут столкнуться со сложностями в следующих областях: 

  • Распознание и признание одаренности: универсальной шкалы измерения степени одаренности не существует в принципе, и поэтому ее иногда не так уж и просто распознать и оценить. В некоторых случаях одаренность ребенка проявляется очень рано и является очевидной, тогда как некоторым другим детям приходится годами прилагать усилия для того чтобы хотя бы кто-то заметил имеющиеся у них таланты.
  • Отстаивание и удовлетворение потребностей ребенка: родителям одаренных детей нужно сначала выявить потребности своего необычного отпрыска, а потом найти эффективные способы их удовлетворения. Отстаивание и защита прав одаренного ребенка может стать непростой задачей, требующей немало сил и энергии. Иногда родителям приходится потратить несколько лет на поиск подходящего учебного заведения и разработку подходящей программы обучения.
  • Безопасность: некоторые одаренные дети стремятся реализовать свои таланты любой ценой, и они нередко вовлекаются в опасные и деструктивные модели поведения. Например, ребенок, увлеченный наукой, может ставить опасные эксперименты с электричеством. Талантливый спортсмен может попытаться забраться вверх по отвесной стене или спрыгнуть с крыши дома. Постоянное наблюдение за одаренным ребенком и контроль его импульсов может стать весьма утомительным и изматывающим для его родителей.

При наличии должной заботы и поддержки одаренность может проложить для ребенка путь к жизни, полной преуспевания, процветания и достойных вознаграждений. Однако некоторым семьям весьма непросто осознать эти особенности и использовать их во благо, - воспитание одаренного ребенка в некоторых случаях становится слишком трудной задачей, которая приводит родителей в замешательство и кажется им практически невыполнимой. Квалифицированный терапевт с подходящей специализацией поможет такой семье разработать эффективные стратегии поддержки одаренного ребенка, а также план взаимодействия с работниками системы образования. Профессионал поможет членам семьи создать оптимальные условия для полной реализации потенциала одаренного ребенка, в которых он действительно сможет почувствовать себя счастливым. 


Позвоните нам!
Ваш заказ готов к оформлению
Личный кабинет
Вам будет доступна история заказов, управление рассылками, свои цены и скидки для постоянных клиентов и прочее.
Ваш логин
Ваш пароль
+7 (903) 723-21-30
Работаем для вас с 10:00 до 20:00