Возможно, они даже не знают, какую потребность они пытаются удовлетворить таким образом, чего именно не хватает в их жизни, какую пустоту они пытаются восполнить этим бесконечным шопингом, и все же компульсивное желание совершать покупки является таким сильным, что они просто не могут перед ним устоять. Результаты некоторых исследований указывают на то, что эти модели гораздо шире распространены среди людей, совершающих покупки онлайн. Возможно, это связано с удобством и анонимностью интернет-шопинга. Эта зависимость может привести к появлению финансовых проблем и конфликтов в отношениях, и человек, зависимый от шопинга, также может испытывать интенсивные душевные страдания. Ониоманию так же непросто преодолеть, как и любую другую зависимость или компульсию. И все же компульсивная склонность к чрезмерным тратам является излечимой. Терапия поможет человеку, страдающему от ониомании, оставить эту зависимость позади и вернуть себе контроль над собственной жизнью.

ПРИЗНАКИ, УКАЗЫВАЮЩИЕ НА ТО, ЧТО ВЫ – ШОПОГОЛИК

Где проходит та грань, за которой увлечение шопингом превращается в настоящую зависимость?  Исследователи из Бергенского университета разработали средство, позволяющее ответить на этот вопрос. Критерии, включенные в Бергенскую шкалу оценки зависимости от шопинга, позаимствованы у других зависимостей – но создатели немного изменили и адаптировали их.

Регулярное проявление четырех из семи моделей поведения, представленных на этой шкале, указывает на высокую вероятность присутствия зависимости от шопинга:

  • Навязчивые, обсессивные мысли о шопинге, которые превращаются в настоящую одержимость 
  • Регулярные походы по магазинам для поднятия настроения 
  • Необходимость покупать все больше и больше вещей для получения той же степени удовлетворения
  • Неспособность справляться со своими повседневными обязанностями из-за чрезмерной увлеченности шопингом – например, студент начинает пропускать пары 
  • Негативное воздействие чрезмерных объемов покупок на благополучие и общее самочувствие человека 
  • Неспособность сократить свои расходы и прекратить совершение покупок даже при наличии сильнейшего желания сделать это 
  • Ухудшение самочувствия при отсутствии возможности ходить по магазинам

КТО НАХОДИТСЯ В ГРУППЕ РИСКА С ВЫСОКОЙ СКЛОННОСТЬЮ К КОМПУЛЬСИВНЫМ ТРАТАМ?

Результаты проведенных исследователей позволяют предположить, что большинство людей, зависимых от шопинга, достаточно молоды и принадлежат к женскому полу. Эта зависимость обычно начинает развиваться в позднем подростковом возрасте или в период ранней зрелости. В старших возрастных группах распространенность этой зависимости постепенно снижается.

В ходе исследования, проведенного в 2016 году в Бразилии, изучались компульсивные траты, характерные для мужчин и для женщин. Большинство участников мужского пола не были гетеросексуальными. Сравнительный анализ также выявил среди мужчин большее количество сопутствующих диагнозов и связанных состояний – таких, как импульсивность в поведении и склонность к неконтролируемым взрывам эмоций.

Личностные особенности тоже могут повлиять на склонность к компульсивным тратам. Согласно исследованию, проведенному в 2015 году, такие характеристики, как экстраверсия и невротизм, напрямую связаны с зависимостью от шопинга. Авторы исследования верят в то, что экстраверты могут использовать шопинг для повышения своего социального статуса и улучшения общего впечатления, которое они производят на окружающих, а невротики могут использовать шопинг как способ снижения интенсивности негативных эмоций. Честные и сознательные индивидуумы, а также люди, отличающиеся уживчивостью и уравновешенностью, менее склонны к развитию зависимости от шопинга.

КАКОВЫ ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ШОПИНГА?

В наши дни многие культуры потворствуют потребительству и даже всячески поощряют его. В общественном сознании закрепляется представление о пользе «шопинг-терапии» - или совершении прогулки по магазинам для поднятия настроения. Реклама в СМИ пропагандирует шопинг как замечательное средство для получения немедленного персонального удовлетворения, и так легко и просто пойти на чрезмерные траты в нашем современном мире, в котором кредиты доступны на каждом углу. Несмотря на то, что это культурное влияние может лежать в основе склонности к компульсивным тратам, в общем и целом эта модель поведения обычно обусловлена куда более сложным и комплексными проблемами.

Некоторые люди искренне верят в то, что покупка «правильной» вещи – это ключ к обретению счастья. Этой вещью может быть машина, определенный предмет одежды или даже какой-то виртуальный товар. Некоторым людям кажется, что они просто вынуждены тратить деньги – даже если они страдают от негативных последствий подобного поведения.

Разные люди могут преследовать разные цели, предаваясь компульсивному шопингу, и их покупки тоже варьируются – здесь все очень индивидуально. Согласно данным Сообщества анонимных шопоголиков, люди, зависимые от шопинга, могут относиться к одной или нескольким из следующих категорий:

  • Компульсивные шоперы: Эти люди часто используют шопинг как средство регулирования эмоций. Они могут совершать покупки для того чтобы снизить интенсивность негативных переживаний или для того чтобы усилить и продлить позитивные чувства. Компульсивные шоперы часто испытывают настоящую эйфорию в процессе поиска определенной вещи и ее приобретения. И все же впоследствии они нередко испытывают чувство вины, которое приводит к появлению беспокойства и тревожности, а она, в свою очередь, только усиливает желание покупать, и человек покупает все больше и больше.
  • Шоперы-коллекционеры: Люди из этой категории часто стремятся собрать полный набор каких-то вещей – например, карты ВИП-клиента нескольких магазинов или эксклюзивный доступ во все гольф-клубы в округе. Также ими может двигать желание заполучить все доступные варианты определенной вещи – например, одну и ту же сумочку в разных цветах.
  • Шоперы, озабоченные имиджем: Эти люди часто покупают дорогие вещи, и они совершают эти покупки ради повышения своей самооценки и социального статуса.
  • Созависимые шоперы: Эти люди совершают покупки для того чтобы получить больше признания в обществе и почувствовать, что их действительно «принимают». Они могут верить в то, что «правильные» вещи помогут им завоевать симпатию окружающих и получить их одобрение.
  • Шоперы, одержимые выгодой: Эти люди часто покупают вещи, которые на самом деле им не нужны. Их основная цель – заключение выгодной сделки.
  • Шоперы-охотники: Эти индивидуумы похожи на шоперов, одержимых выгодой, в том, что они наслаждаются самим процессом «охоты» за «правильной» вещью. Однако они больше концентрированы на поиске идеального «трофея», а не на заключении выгодной сделки.

СОСТОЯНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С КОМПУЛЬСИВНЫМ ШОПИНГОМ

Компульсивный шопинг тесно связан со многими другими психологическими расстройствами. Некоторые состояния могут подтолкнуть человека к компульсивным тратам, и зависимость от шопинга как таковая может оказать значительное негативное воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека. В таких случаях может быть весьма непросто выявить ту точку, в которой одна проблема заканчивается, а другая начинается – то есть эти состояния не всегда поддаются четкому разграничению.

Люди, зависимые от шопинга, часто ставят на первое место немедленное удовольствие, кратковременное удовлетворение от покупки, и пренебрегают долгосрочными последствиями. Из-за этой тенденции некоторые исследователи включают зависимость от шопинга в категорию проблем с контролем импульсов.

Некоторые другие эксперты заявляют о том, что зависимость от шопинга по сути представляет собой компульсивную модель поведения, тесно связанную с компульсивным накопительством. Между двумя этими состояниями много общего, и вот какие проявления наблюдаются в обоих случаях:

  • Непреодолимое желание обладать определенными вещами – даже если на самом деле они не являются нужными.
  • Страх потерять определенную вещь или упустить возможность приобрести ее.
  • Приписывание необычной значимости и ценности неодушевленным предметам.

Исследование, проведенное в 2014 году, показало, что зависимость от шопинга очень часто сопровождается депрессией. В ходе другого исследования было сделано предположение о том, что в таких случаях компульсивный шопинг используется как способ улучшения самочувствия, потому что получаемое удовольствие повышает уровень серотонина и дофамина. То есть здесь в основе непреодолимого желания покупать лежат неврологические и эмоциональные потребности. Покупки могут принести облегчение, но оно сохраняется ненадолго, и в большинстве случаев после распродажи человек испытывает раскаяние и страдает от угрызений совести.

Терапия может помочь в избавлении от склонности к компульсивным тратам и в лечении любых других связанных состояний. Если вы сами зависите от шопинга, или ваш любимый человек страдает от подобных компульсивных моделей, вы можете найти подходящего терапевта, пройдя по данной ссылке.


Позвоните нам!
Ваш заказ готов к оформлению
Личный кабинет
Вам будет доступна история заказов, управление рассылками, свои цены и скидки для постоянных клиентов и прочее.
Ваш логин
Ваш пароль
+7 (903) 723-21-30
Работаем для вас с 10:00 до 20:00