ЧТО ТАКОЕ ИНДИВИДУАЦИЯ?

Уникальная индивидуальность каждого человека, которая выделяет его среди других людей и отличает от любого другого представителя рода человеческого, формируется и развивается через процесс осознания собственной идентичности – или процесс индивидуации. Это непрерывный процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни. Индивидуацию можно рассматривать как постоянное движение или как конечную цель – оба варианта вполне уместны.

Карл Юнг считал индивидуацию очень важной жизненной целью. В «юнгианской психологии» (аналитической психологии К. Юнга) индивидуация описывается как процесс самореализации – к примеру, она может подразумевать поиск и выявление своей жизненной цели или того, что, по мнению самого человека, придает его жизни смысл и значение. Согласно принципам юнгианской психологии, индивидуум, утративший связь с определенными аспектами собственной личности, может воссоединить все грани своей сущности с помощью индивидуации. Индивидуация способствует видоизменению и совершенствованию психики и души каждого человека, и людям, у которых не возникает никаких проблем по ходу постоянно продолжающегося процесса индивидуации, гораздо проще сохранять эмоциональное благополучие и хорошее самочувствие.

Юнг считал, что процесс индивидуации в основном происходит во второй половине жизни, однако психиатр Майкл Фордхам расширил понимание этого процесса: он рассматривал его как процесс, который начинается во младенчестве, сразу после рождения, а потом продолжается вместе с первыми этапами сепарации или отделения от родителей. Маргарет Малер тоже внесла свою лепту в развитие теории индивидуации. Согласно ее теории, каждый человек начинает свою жизнь в симбиозе со своим основным опекуном (обычно это мать). Чуть позже он распознает себя как отдельное существо и постепенно формирует самостоятельную и независимую идентичность.

ПЕРВЫЕ СТАДИИ ИНДИВИДУАЦИИ

Согласно теории Малер, младенец начинает свою жизнь в состоянии симбиоза или полного слияния с матерью (или другим опекуном) – по сути дела, в этот период ребенок и его основной опекун существуют как единое целое. Процесс разделения, который в этой теории обозначается термином «сепарация – индивидуация», начинается примерно на четвертом или пятом месяце. В этой фазе разделения (или дифференциации) младенец постепенно начинает понимать, что его мать представляет собой отдельное существо. Примерно на восьмом месяце жизни начинается «фаза практики» - в этот период ребенок становится более мобильным и подвижным, и он начинает проводить какое-то время отдельно от матери. «Фаза воссоединения» (или установления отношений) обычно начинается на 15-том месяце, и на этой стадии ребенок все больше отделяется от матери и все лучше осознает свою «отдельность». Финальная стадия этого процесса начинается приблизительно в возрасте двух лет, и на этом этапе ребенок обычно осознает и признает собственную идентичность, и в его сознании закрепляется ментальное представление о матери или другом опекуне – и он может возродить этот образ, даже если этого взрослого нет рядом с ним в данный момент.

После успешного прохождения всех этапов процесса сепарации-индивидуации у ребенка обычно формируется четкое ощущение собственной идентичности – уникальной, индивидуальной и автономной. Если родители позволяют ему расширять границы самостоятельности и независимости, ребенку удается сформировать должную уверенность в себе. Однако если родители слишком рьяно защищают ребенка или проявляют слишком сильное беспокойство и тревожность, он может почувствовать себя неадекватным и неполноценным, и/или у него могут возникнуть сомнения в самом себе. Способность родителей принять и признать чувства ребенка тоже считается очень важным компонентом этого процесса, который обязательно должен присутствовать для успешного прохождения всех этапов индивидуации.

ИНДИВИДУАЦИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ И В ПЕРИОД РАННЕЙ ЗРЕЛОСТИ

Процесс индивидуации и отделения от родителей становится еще более важным и значимым в подростковом возрасте. В идеале семья должна предоставлять подростку пространство для роста, развития и исследования различных граней собственной личности (конечно же, в рамках здравого смысла), которое необходимо для совершения новых открытий – даже если эти исследования противоречат желаниям и планам семьи в отношении ребенка. Но если родители не принимают чувства ребенка, его решения, его выбор или особенности его идентичности, процесс индивидуации может замедлиться или нарушиться. Детям, которым не позволяли переживать сложные и неоднозначные эмоции, бросающие им вызов (такие, как печаль, гнев, тревоги или волнения), может быть весьма непросто научиться распознавать собственные чувства, и, как следствие, они могут страдать от недостатка доверия по отношению к себе.

По мере взросления и достижения ранней зрелости процесс индивидуации продолжается, и человек все больше отделяется от родителей. Юноши и девушки сами выбирают школу или другое учебное заведение, а также друзей, хобби, карьеру и направление путешествий. И некоторые из их жизненных решений могут противоречить выбору родителей или тому, чего для них хочет семья. Успешное прохождение процесса индивидуации позволяет принимать все эти решения без особого беспокойства и тревожности. Однако в некоторых случаях процесс индивидуации нарушается и становится довольно сложным, и он даже может превратиться в настоящее испытание в силу целого ряда различных причин. Некоторым людям весьма непросто принимать решения, противоречащие семейным идеалам и ценностям или отклоняющиеся от курса, установленного семьей. Неудачи в процессе индивидуации, а также подавление или отрицание собственной сущности может причинить серьезные душевные страдания вплоть до полного расстройства чувств и затруднить формирование четкого и ясного осознания собственной идентичности.

ПОЧЕМУ ИНДИВИДУАЦИЯ ИМЕЕТ ТАКОЕ БОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ?

Процесс индивидуации считается очень важным и даже обязательным элементом осознания собственной идентичности и формирования здоровых отношений с другими людьми. Если человеку не удалось должным образом пройти процесс индивидуации, ему может не хватать четкого и ясного осознания самого себя, и он может испытывать дискомфорт в том случае, если они преследует цели, отличающиеся от желаний членов его семьи или других значимых для него людей. Результатом всех этих переживаний может стать депрессия или чрезмерная тревожность. Трудности в процессе индивидуации также могут привести к формированию сильнейшей зависимости от других людей, возникновению проблем в романтических или профессиональных отношениях, нехватке умения самостоятельно принимать решения и полному непониманию того, кто вы вообще есть, и чего вы хотите от этой жизни.

Проблемная или вредоносная семейная динамика часто приводит к задержке или даже остановке процесса индивидуации, либо она может привести к полному провалу в этом начинании. Отношения с родителями и с родными братьями и сестрами могут повлиять  на процесс индивидуации, и семена будущих трудностей и испытаний могут быть посеяны на любой стадии процесса роста и развития.

При наличии поддержки от родителей и родных братьев и сестер человеку, скорее всего, удастся обрести четкое осознание собственной идентичности и полное понимание собственной сущности. Более развитая способность принимать решения позволит ему делать определенный выбор и идти к своим целям без лишнего беспокойства, тревожности или сомнений в самом себе.

ИНДИВИДУАЦИЯ В ТЕРАПИИ

Индивидуация является необходимым этапом самоанализа и открытия всех граней собственной сущности. Если этот процесс откладывается, у человека могут возникнуть проблемы с психическим здоровьем и трудности в личной жизни. Многие факторы могут повлиять на процесс индивидуации – к ним относятся особенности семейной динамики, невылеченные расстройства психического здоровья и внешние обстоятельства. Терапия может помочь в проработке всех этих и многих других проблем и трудностей, облегчая этот процесс и в то же время позволяя человеку выразить те аспекты и грани собственной личности, которые, возможно, так и не были бы признаны в других условиях.

Неудача в процессе индивидуации не обязательно указывает на наличие расстройства психического здоровья или другого подобного состояния, но она может поспособствовать развитию депрессии, чрезмерной тревожности, сильнейшего стресса или сомнений в самом себе. Если процесс индивидуации превращается в настоящее испытание, у человека может развиться созависимость. Люди с пограничным расстройством личности часто сталкиваются с трудностями по ходу этого процесса, и нередко они так и не достигают в нем успеха.

Терапия предоставляет человеку безопасное пространство, в котором он может поделиться своими мыслями и чувствами и выразить свои желания, не переживая о возможном осуждении или отторжении. Специалисты в области психического здоровья могут помочь таким пациентам выявить и исследовать причины, которые потенциально могут лежать в основе всех этих трудностей и нарушений, и проработать любые проблемы с психическим здоровьем, присутствующие в данном случае. Терапевт предоставит пациенту необходимую помощь и поддержку и научит его устанавливать здоровые границы и проявлять убедительность в общении. Кроме того, в ходе терапии человек может освоить многие другие навыки и умения, которые позволят ему выразить свою уникальную индивидуальность. 



Позвоните нам!
Ваш заказ готов к оформлению
Личный кабинет
Вам будет доступна история заказов, управление рассылками, свои цены и скидки для постоянных клиентов и прочее.
Ваш логин
Ваш пароль
+7 (903) 723-21-30
Работаем для вас с 10:00 до 20:00