Этот персональный гид поможет вам быстро сориентироваться и разобраться в подходе, который совершил настоящую революцию в области психотерапии, образования, сохранения психического здоровья и многих других областях…


Приземленная практичность – вот что изначально привлекло нас в подходе, подразумевающем использование принципов учета человеческих дарований для сохранения психического здоровья и психологического благополучия.


Как мы можем сохранить здравый рассудок в нашем безумном мире?

"Мы поняли, что здесь явно что-то неправильно – что-то идет не так. Но что? Для того чтобы ответить на этот достаточно глобальный вопрос, нам нужно сделать шаг назад и вернуться к основам – к тому, что значит "быть человеком"…".

Несмотря на увеличение правительственных дотаций, выделяющихся на сохранение психического здоровья населения, и огромные инвестиции в медикаментозные способы лечения, масштабы распространения психических заболеваний продолжают расти. Все больше людей становятся жертвами состояний, связанных со стрессом – таких, как депрессия, тревожные расстройства и различные зависимости.

Скорее всего, вы знаете хотя бы одного человека, страдающего от подобных расстройств.

У большей части трудоспособного населения присутствует риск профессионального выгорания, которое непосредственно связано со стрессом, и в наши дни от депрессии страдает куда больше людей, чем когда-либо раньше. Наши дети и студенты ВУЗов страдают от тревожности, основанной на перфекционистских ожиданиях, - стремление к совершенству формируется в СМИ и навязывается с помощью телевидения, газет, интернета, соцсетей… К тому же молодежи недостает навыков и умений, необходимых для жизни, и, пытаясь справиться с этим давлением, дети и молодые люди все чаще ищут выход в моделях поведения, связанных с причинением вреда самому себе. На сегодняшний день наблюдается опасное повышение количества случаев суицида среди молодежи – особенно среди юношей.

Мы столкнулись с глобальным кризисом в сфере психического здоровья – и он переходит на уровень отдельных индивидуумов, он становится личным для многих из нас. Здесь явно что-то неправильно – что-то определенно идет не так. Но что? Что происходит на самом деле?

Может быть, нам сложно поспевать за собственными инновациями и прогрессом в этом постоянно меняющемся мире, движущемся вперед с невероятной скоростью? Может быть, мы каким-то образом утратили гибкость и устойчивость к внешним воздействиям, которая нам необходима для поддержания нужных настроек и концентрации на окружающей среде? Или в этой гонке за индивидуальной выгодой и личной победой наше единство на уровне биологического вида и наше инстинктивное стремление позаботиться друг о друге подверглось эрозии и растаяло без следа?


Что нам нужно для выживания и процветания?

Для того чтобы ответить на эти достаточно глобальные вопросы, нам нужно вернуться к самым основам и выяснить, что значит "быть человеком". Что нужно каждому из нас для выживания и процветания? Какие потребности характерны для всех представителей рода человеческого без исключения?

Все живые организмы, включая представителей вида "человек разумный", подчиняются фундаментальному приказу, обязательному для исполнения, и этот приказ звучит так: "выжить любой ценой!". Для того чтобы сделать это мы должны получать питание от окружающей среды, в которой мы находимся – без этого питания мы не сможем поддерживать свое существование, восстанавливаться, расти и развиваться.

Как и всем остальным животным, нам необходим воздух, которым мы можем дышать, вода, которой мы можем утолить жажду, еда, богатая питательными веществами, и достаточное количество качественного сна. Все эти физические потребности являются явными и очевидными, потому что невозможность их удовлетворения ведет к неминуемой смерти – как это ни прискорбно, именно так и происходит с множеством людей, живущих в тех частях света, в которых не хватает чистой воды, а запасы продовольствия являются весьма скудными.

Мы также ищем – или создаем сами – безопасное убежище, которое может защитить нас от угроз, исходящих из окружающей среды. В таком убежище мы можем расти, развиваться и воспитывать наш молодняк.
Все эти базовые и жизненно важные физические потребности понятны и очевидны каждому из нас. Мы принимаем их как "данность", понимая, что мы обязаны удовлетворять их просто для того чтобы выжить в этом мире.

Но это всего лишь один из кусочков паззла… За прошедшие века психологи выяснили, что у нас также есть и другие потребности, связанные с питанием, но в данном случае речь идет скорее об эмоциональной подпитке, а не о физической. И эти потребности так же важны, потому что они играют не меньшую роль в сохранении нашего благополучия и поддержании хорошего самочувствия, и в некоторых случаях эти потребности становятся ключевыми для самого нашего выживания.

Жизненно важные эмоциональные потребности, присутствующие у каждого человека

Модель, основанная на учете человеческих дарований, выделяет следующие эмоциональные потребности, которые становятся ключевыми движущими механизмами для нашего поведения:

БЕЗОПАСНОСТЬ – безопасная территория и окружающая среда, которая позволяет нам жить без ненужного страха, дает нам возможности для полноценного и всестороннего развития и оставляет нам пространство для дальнейшего роста. Если окружающая среда не дает нам ощущения безопасности, наш эмоциональный мозг одерживает верх и начинает доминировать над нашим мышлением и нашим поведением, не давая нам в полной мере использовать рациональную часть своего разума и повышая вероятность появления страха, агрессии, тревожности и чрезмерного стресса. Все эти проявления являются очень яркими и очевидными (а также весьма распространенными) в странах, раздираемых войной. Однако все эти эффекты нехватки ощущения безопасности и надежности могут в той или иной степени проявиться во всех условиях и обстоятельствах – внутри семьи, на работе, в школе и в рамках наших сообществ.

АВТОНОМНОСТЬ (НЕЗАВИСИМОСТЬ) – наличие контроля над тем, что происходит с нами и вокруг нас, свобода принимать собственные решения и делать собственный выбор, осознание того, что мы сами несем ответственность за себя и собственную жизнь, а не плывем по течению, поддавшись давлению жизненных обстоятельств.

ВНИМАНИЕ – сюда относится как получение внимания от других людей, так и возможность уделять внимание окружающим. Обе эти формы взаимодействия дают нам жизненно важную подпитку, обеспечивающую нас горючим для движения вперед по пути дальнейшего развития. Если новорожденный младенец не начнет требовать внимания сразу после появления на свет, он умрет с голоду. Проявление внимания по отношению друг к другу формирует связи внутри наших сообществ, позволяя нам реализовать свою стадную и коммуникабельную природу и разделить общее представление о реальности.

БЛИЗОСТЬ – эмоциональная связь с другими людьми, проявляющаяся в рамках дружеских или любовных отношений. Каждому из нас необходим по меньшей мере один человек, который принимает нас такими, какие мы есть - со всеми недостатками. Каждому из нас нужен хотя бы один человек, который поддержит и защитит нас, который придерживается позитивных предубеждений по отношению к нам и всегда встанет на нашу сторону. Кроме очевидных способов удовлетворения этой потребности через связь с родителями, братьями и сестрами, партнерами или супругами, мы также можем удовлетворить ее через общение с бабушками и дедушками, хорошими друзьями, учителями, соседями или коллегами.

ОБЩНОСТЬ, ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К ОПРЕДЕЛЕННОМУ СООБЩЕСТВУ – ощущение связанности с людьми, не входящими в круг ваших ближайших родственников и членов вашей семьи, которое формируется в процессе рабочего взаимодействия, в ходе реализации хобби, во время занятий спортом или в рамках сообщества, объединенного географическими или культурными характеристиками. Мы эволюционировали как стадный биологический вид, склонный к проживанию в группах, потому что наше выживание в суровых условиях напрямую зависело от принадлежности к объединенной команде – традиционно такой командой становилось наше племя. Корни этой склонности уходят в эру охотников-собирателей, и даже еще глубже. Наши далекие предки были частью группы приматов – именно этому факту они обязаны самим своим существованием. Если кто-то отделялся от группы или изгонялся самим сообществом, он был обречен на верную смерть – в большинстве случаев изгои становились жертвами хищников или умирали от голода. Даже в наши дни, в нашем современном мире, в котором вы вряд ли станете обедом стаи гиен, мы все еще боимся вероятной смерти, которая может грозить нам в случае изгнания из сообщества. То есть в человеческом сознании уже давно закрепилась и глубоко укоренилась потребность в принадлежности к определенной группе. Как вы думаете, сегодняшние "виртуальные" сообщества, созданные с помощью высоких технологий и взаимодействующие через интернет и социальные сети, дают нам такое же ощущение безопасности?

СТАТУС – наличие определенной позиции внутри сообщества. Когда мы чувствуем, что нас принимают и ценят, мы понимаем, что у нас есть определенный статус внутри группы, к которой мы принадлежим (на уровне семьи, рабочего коллектива, спортивного сообщества, целого города и т.д.). Нам необходимо осознание того, что по крайней мере некоторые члены сообщества уважают нас за наши личностные характеристики и за то, что мы можем делать (принося пользу сообществу). Ощущение того, что нас уважают и ценят в группе или сообществе, позволяет нам не бояться того, что нас выбросят за борт или оставят позади.

ДОСТИЖЕНИЯ И КОМПЕТЕНТНОСТЬ – ощущение собственной компетентности и наличия определенных способностей, знаний и умений. При отсутствии этого осознания мы можем почувствовать себя неадекватными и неполноценными, наша самооценка и уровень уверенности значительно снизится, и мы даже можем отдалиться от общества из-за ощущения собственной бесполезности и никчемности. Истинная уверенность, базирующаяся на осознании собственной компетентности, усиливает нашу устойчивость к внешним воздействиям, которая позволяет нам справляться с жизненными трудностями.

ПРИВАТНОСТЬ, ЛИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО – наличие пространства и достаточного количества времени, которое мы можем посвятить самому себе. В это время у нас появляется возможность осмыслить собственный опыт, вынося из него уроки, собирая новые знания воедино и закрепляя сделанные выводы. В результате в нашем сознании складывается более полная картина происходящего. В нашем безумном и неистовом современном мире, который постоянно требует внимания, личное пространство превращается в штучный товар, запасы которого становятся все более скудными с каждым днем, и иногда нам действительно стоит преднамеренно создавать для себя эти условия. Если мы не будем уделять время самим себе, в какой-то момент наше сознание испытает перегрузку от хаотичного изобилия разнообразной информации.

ЦЕЛЬ И СМЫСЛ – это ощущение строится на наличии определенных стимулов и заинтересованности, проявляющейся на психическом или физическом уровне. Нам необходимо наличие определенных целей, к которым мы можем стремиться, и осознание осмысленности того, что мы делаем – либо через осознание той пользы, которую мы приносим своему сообществу, либо через ощущение связанности с идеями или убеждениями, выходящими за рамки нашей собственной личности (то есть наличие более глобальной цели и заинтересованности).

Сбалансированное удовлетворение наших врожденных эмоциональных потребностей можно рассматривать как определенную форму питания – здесь следует придерживаться принципа "не слишком много, но и не слишком мало". Точно так же сбалансированная диета, состоящая из здоровых продуктов, дает необходимое питание нашему телу, однако избыток или недостаток пищи, или же неправильный выбор продуктов оказывается вредоносным для нас.

Как вы сами заметите, в наших эмоциональных потребностях не прослеживается какой-либо иерархии – все эти потребности взаимосвязаны и переплетаются друг с другом, и для поддержания хорошего самочувствия и психологического благополучия нам необходимо сбалансированное удовлетворение всех этих потребностей.

Например, всем нам необходимо внимание, однако человек, отчаянно ищущий это внимание, становится надоедливым прилипалой, и мы стараемся избежать общения с подобными индивидуумами (таким образом снижая их шансы на обретение ощущения общности, принадлежности к сообществу или близости). Мы все нуждаемся в ощущении безопасности, но все же время от времени нам нужно идти на риски – без этого невозможен прогресс. То есть чрезмерная осторожность и склонность к избеганию малейшего риска в итоге может оказаться контрпродуктивной. Избыток приватности и личного пространства может подразумевать недостаток общения и отсутствие связанности с сообществом. Ощущение контроля, сила воли и способность совершать волевые акты – это все, конечно, замечательно, но контрол-фрики часто начинают ущемлять потребности других людей внутри семьи или коллектива, или же в сфере бизнеса. Кроме того, этот вредоносный эффект часто проявляется на уровне целой страны и всего мира в целом – мы сами можем убедиться в этом, посмотрев выпуск новостей.

Короче говоря, каждому из нас необходимо сбалансированное и гармоничное удовлетворение наших эмоциональных потребностей. Один наш коллега отлично сформулировал это правило "золотой середины": "не слишком много, не слишком мало, - именно в той степени, которая является правильной".


Наши врожденные человеческие ресурсы

У каждого из нас есть врожденный набор человеческих ресурсов, предназначенных для удовлетворения наших потребностей. Эти ресурсы помогают нам лучше понимать окружающую среду и эффективнее взаимодействовать с ней. Подход, основанный на учете человеческих дарований, выделяет следующие ключевые ресурсы:

Эмоции и инстинкты, которые помогают нам понять, что происходит вокруг нас, и выдать соответствующую реакцию. Наши эмоции становятся движущей силой, подталкивающей нас на совершение активных действий. Они в буквальном смысле этого слова заставляют нас двигаться – к примеру, страх побуждает нас убежать от стимула, спровоцировавшего эту эмоцию. Все наши эмоции играют очень важную роль в нашем естественном стремлении выжить.

Эмпатия: способность налаживать взаимопонимание, проявлять сопереживание и сочувствие и устанавливать связь с другими людьми, которая помогает нам заботиться друг о друге и сосуществовать в рамках группы.

Память: развитие комплексной, долгосрочной памяти позволяет нам пополнять запасы своих врожденных, природных знаний, запоминать свой жизненный опыт и извлекать из него уроки.

Воображение, которое помогает нам отвлечься от эмоций и креативно решать возникающие проблемы, опробуя свои планы и идеи на просторах собственного сознания.

Интуиция: способность "знать", воспринимать и понимать этот мир на подсознательном уровне благодаря тонкому и едва уловимому процессу метафорического подбора моделей; интуитивное восприятие представляет собой фундаментальный механизм работы нашего мозга.

Разум (рассудок): мыслящее, рациональное сознание, которое способно проверять наши эмоции, анализировать, планировать, обеспечивать точную настройку и задавать вопросы.

Расширенное осознание: потенциал развития "я-наблюдателя" - той части нашей личности, которая может сделать шаг назад и посмотреть на ситуацию со стороны. Эта часть нашей личности способна на большую объективность, и она осознает свою природу – на самом деле это уникальный центр осознания, отделенный от нашего интеллекта, наших эмоций и наших условных рефлексов (которые становятся причиной предвзятости).

Сновидения: механизм, с помощью которого наш мозг сохраняет наши инстинкты, а также устраняет незавершенные, неразрешенные или нереализованные эпизоды эмоционального возбуждения (включая тревоги и навязчивые размышления), высвобождая резерв психических способностей, необходимый для следующего дня.

Все эти ресурсы составляют наш врожденный набор инструментов. Они созданы для того чтобы мы могли использовать их для удовлетворения наших потребностей. Они специально отточены и усовершенствованы для полного соответствия всем нашим нуждам.


Практическая структура, которая поможет нам сохранить эмоциональное здоровье и обрести ясность мышления

Итак, модель, основанная на учете человеческих дарований, определяет, что значит "быть человеком", что нужно каждому из нас для того чтобы оставаться здоровым (наши врожденные потребности), и какие инструменты дала нам сама природа для того чтобы мы могли удовлетворить все эти потребности (наши врожденные ресурсы). Совокупность этих двух аспектов представляет собой наши "человеческие дарования".

Такое описание основных элементов наших ресурсов и потребностей дает нам четкую и структурированную систему взглядов, на которую мы можем опираться в деле сохранения хорошего самочувствия и психологического благополучия.

Неадекватное или недостаточное удовлетворение наших физических потребностей (например, нехватка воды) может негативно отразиться на состоянии нашего здоровья и даже превратиться в угрозу для самого нашего существования, и точно так же невнимание к собственным эмоциональным потребностям или невозможность их удовлетворения может привести к появлению эмоциональных трудностей. А эти проблемы, в свою очередь, могут ухудшить наше психическое и физическое здоровье. Гармоничное и сбалансированное удовлетворение всех потребностей позволяет нам процветать и получать массу удовольствия от своей полноценной жизни.


РЕЦЕПТ ХОРОШЕГО САМОЧУВСТВИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

Четкое понимание всех этих ключевых дарований рода человеческого (наши потребности и наши ресурсы), которые стоит воспринимать как "данность", позволяет нам сформулировать фундаментальные принципы человеческого выживания и процветания:

Полноценное и сбалансированное удовлетворение наших потребностей позволяет нам процветать и наслаждаться отличным эмоциональным здоровьем – в данном случае развитие психических недомоганий просто-напросто невозможно.

Неполное или некорректное удовлетворение наших потребностей приводит к появлению эмоциональных трудностей, которые причиняют нам душевные страдания и приводят к развитию психических и физических недомоганий.

Наша манера использования своих врожденных ресурсов, предназначенных для удовлетворения наших потребностей, определяет состояние нашего физического и эмоционального здоровья – как на уровне отдельных индивидуумов, так и на уровне семьи, рабочего коллектива, целой культуры и в глобальном контексте.

Практическое применении теории ЧД

Кто бы ни вошел в дверь нашего кабинета, мы всегда уверены в том, что мы обязательно дамим этому человеку возможность помочь самому себе. В ходе совместной работы мы сделаем шаг назад и посмотрим на его проблему со стороны – в чем бы ни заключалась эта проблема. Структурированная система взглядов, учитывающая ЧД, открывает перед нами новую перспективу, позволяет посмотреть на ситуацию под другим углом и в итоге найти решение этой проблемы.

Например, если вы страдаете от депрессии, знания о цикле развития депрессии и понимание того, что все эти симптомы стали следствием дисбаланса в удовлетворении ваших эмоциональных и физических потребностей, позволят вам значительно продвинуться вперед. Это понимание поможет вам спланировать свои действия, а потом встать на путь к полному исцелению, который с каждым шагом уводит вас все дальше и дальше от этих трудностей. (В ходе проведенного исследования эффективности подхода, основанного на учете ЧД, выяснилось, что его концентрация на передаче знаний и озарений, касающихся принципов работы нашей психики, стала весьма значимым фактором, ускоряющим выздоровление и избавление от депрессии).

Если вы страдаете от чрезмерной тревожности или постоянно повторяющихся панических атак, вам действительно необходимо понять эволюционные причины и основы всех этих проявлений и узнать о практических способах преодоления этих симптомов, позволяющих вам прояснить свое сознание и позаботиться об удовлетворении тех потребностей, которые вы раньше упускали из вида. Эти идеи и озарения дадут вам неоценимую поддержку и помогут вам выяснить, как именно вы можете справиться со всеми этими симптомами и снизить степень их воздействия на вашу жизнь.

И сейчас нам хотелось бы пояснить, что именно мы имеем в виду, на паре примеров из нашей жизни и профессиональной деятельности.


Облегчение депрессии

Теперь его жизнь стала куда более полной и насыщенной, и он искренне благодарен терапии, основанной на учете ЧД, за все эти позитивные изменения, которые отразились на самом курсе его дальнейшей жизни.

В прошлом году мы успешно вылечили клиента, который на протяжении многих лет страдал от повторяющихся приступов депрессии. Эти эпизоды буквально сводили его с ума – он больше не мог выносить всего этого. И для его лечения мы не стали применять когнитивную терапию, основанную на строгих указаниях и предписаниях. Также мы не стали анализировать его прошлое и копаться в нем (этот мужчина уже успел опробовать оба этих метода). Мы рассмотрели его жизнь в текущем контексте: мы помогли ему выявить те потребности, которые не получают удовлетворения на данный момент, и выяснить, почему так происходит.

На самом первом сеансе мы выявили психологическую травму, которая стала причиной развития этого состояния и лишила его способности налаживать контакт с другими людьми. Мы разорвали тесную связь этой травмы с эмоциональным мозгом клиента – эта часть мозга нацелена на выживание, и именно она стимулирует проявление реакции "бороться или бежать". Мы использовали практические техники, представленные в рамках модели ЧД (всех терапевтов, осваивающих этот подход на курсах и вебинарах, учат устранять фобические реакции и симптомы ПТСР). На последующих сеансах мы выработали стратегии и способы удовлетворения основных потребностей – особенно таких нужд, как потребность во внимании, наличии эмоциональной связанности с другими людьми и определенного статуса внутри сообщества.

Подход, основанный на учете ЧД, помог этому клиенту выбросить из головы окончательный способ решения всех этих проблем в виде прыжка с моста и мягко подвел его к формулированию позитивных и достижимых целей, ориентированных на удовлетворение его основных потребностей. Также он составил план их удовлетворения, открыв для себя идеи, которые на протяжении многих лет хранились где-то на задворках его сознания, и научившись привлекать собственные ресурсы для воплощения этих планов в жизнь.

Через некоторое время мы получили от него письмо, в котором он сообщал о том, что его жизнь стала куда более полной и насыщенной, и он высоко оценил ту важную роль, которую сыграло знание о ЧД в позитивном изменении самого курса его жизни.


Почему вообще появился подход, основанный на учете человеческих дарований?

Психотерапия, основанная на учете ЧД, представляет собой всестороннюю и целостную методику, дополненную эффективными стратегиями и учитывающую последние открытия в области психологии, нейробиологии и формирования моделей человеческого поведения.

Если бы у нас была возможность ознакомиться с законсервированной историей психотерапии, перед нашими глазами с головокружительной скоростью пронеслись бы кадры фильма об эволюции этой области знаний с момента ее зарождения вплоть до хаоса, который наблюдается в ней на сегодняшний день, когда нам доступно по меньшей мере более 100 различных моделей психотерапии и психологического консультирования. Конечно же, многие из этих моделей предлагают нам очень эффективные техники и очень полезные озарения, однако в общем и целом мы наблюдаем совершенно неорганизованную путаницу самых разных теорий, терминов и методик, которая сбивает с толку не только специалистов, работающих в сфере здравоохранения, но и людей, отчаянно нуждающихся в помощи.

Зрелые науки – такие, как химия, физика и инженерное дело, - строятся на прочном фундаменте, состоящем из широко признанных и понятных принципов. Несмотря на изобилие знаний в области психологии и нейробиологии, доступных нам на сегодняшний день, в то же время в области психотерапии наблюдается недостаток информации, и именно для восполнения этой нехватки изначально разрабатывались комплексные и всеобъемлющие принципы учета человеческих дарований.

Психологи Николай и Иван Никитенко, - обратились к фундаментальным принципам человеческого функционирования. Как вы уже успели прочесть в данной статье, они задумались о том, что значит "быть человеком", и создали очень простую, четко структурированную, согласованную, последовательную и актуальную с научной точки зрения био-психо-социальную модель здорового человеческого функционирования. Практические стратегии, изложенные простым и понятным языком, стали основой этого эффективного, целостного и всестороннего подхода к сохранению эмоционального здоровья, в рамках которого каждый индивидуум воспринимается как представитель вида "человек разумный" с врожденными человеческими потребностями и ресурсами.


Появление этого нового научного подхода в сфере психологии и психотерапии повлекло за собой формирование множества новых революционных идей и озарений, позволяющих нам разобраться в основных принципах человеческого функционирования, - а именно:

Полное и комплексное представление о важной роли сновидений и БДГ-состояния (которое полностью соответствует самым последним научным открытиям).

Первое полное и всестороннее научное объяснение клинической депрессии, процессов, которые происходят в нашем мозге при наличии этого расстройства, а также его цикличного развития.

Новое представление о сути гипноза и понимание причин невероятной эффективности гипнотерапии.

Реалистичная модель развития психоза и представление о различных способах его лечения.

Модель переработки травмы внутри нашего мозга, основанная на последних научных открытиях – эта модель позволила усовершенствовать техники лечения ПТСР, сокращая продолжительность лечения и повышая его эффективность.

Эффективный способ лечения зависимостей, основанный на научном представлении об общем биологическом пути, который присутствует в мозге всех людей без исключения и лежит в основе всех видов зависимостей – эта методика действительно позволяет обрести контроль над навязчивой тягой.

Оригинальные идеи и озарения по поводу аутизма - как именно это состояние генерируется человеческим мозгом, и что такое кетексия или слепота к контексту.

Открытие "коренных воспоминаний" (воспоминание с двумя связанными эмоциональными корнями – одним "позитивным" и одним "негативным") – именно эти воспоминания активизируют компульсивные модели поведения, которые на первый взгляд могут показаться иррациональными.


Как подход, основанный на учете ЧД, может помочь нам в лечении психических заболеваний?

Подход, основанный на учете ЧД, снова и снова демонстрирует свою эффективность в ходе лечения широкого спектра различных состояний, среди которых присутствует:

• Стресс
• Тревожность
• Депрессия - включая послеродовую депрессию
• Все формы зависимостей
• Фобии
• Проблемы с управлением гневом
• ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство)
• ОКР (обсессивно-компульсивное расстройство)
• Все виды навязчивых моделей, предполагающих причинение вреда самому себе
• Психоз


Кроме того, этот подход помогает нам адаптироваться к различным переменам в жизни – включая тяжелую утрату, физические недомогания, постоянную боль, жизненные трудности и вызовы, испытания или перемены в отношениях или на работе, рождение детей, различные аспекты исполнения родительских обязанностей… Какими бы ни были эти перемены – позитивными или негативными - подход, основанный на учете ЧД, позволит вам с ними справиться и сжиться.

Структурированная система взглядов, основанная на учете ЧД, позволит вам оказать эффективную помощь другим людям, подсказав им, как они могут справиться со своими трудностями. Как только вы проанализируете степень удовлетворения потребностей этого человека (выявив те потребности, которые упускаются из вида или удовлетворяются в недостаточной степени) и имеющиеся у него ресурсы, вы ясно увидите, как можно ему помочь. И вы можете подсказать ему, что ему нужно сделать для того чтобы снова встать на ноги и взять на себя ответственность за собственную жизнь. Подход, основанный на учете ЧД, упрощает терапевтический процесс и помогает нам сконцентрироваться на фундаментальных, основных принципах нашей жизни и полноценного функционирования.

Таким образом подход, основанный на учете ЧД, позволяет нам лучше понять самих себя и окружающих нас людей.


Почему этот подход срабатывает?

Мы бы порекомендовали подход, основанный на учете ЧД, каждому человеку – его можно использовать для любых целей, в любой момент. Это настоящий спасательный трос!

Основываясь на нашем опыте практического применения данного подхода в психотерапии, мы можем сказать, что учет человеческих дарований дает невероятный эффект. Подход, основанный на учете ЧД, позволил нам помочь множеству самых разных клиентов, которые приходили к нам на прием с самыми разными проблемами.


И вот почему этот подход оказывается настолько эффективным:

Данный подход основывается на нашем самочувствии и моделях проявления эмоций. Он точно настроен на волну каждого человека. Мы называем процесс применения этой методики "тестом кивающего клиента", и вот почему: когда мы делимся со своими клиентами идеями о человеческих дарованиях, те начинают кивать головой, и они кивает много и часто. Клиенты не просто получает объяснение проявляющихся у них симптомов – они признают и принимают это объяснение на каком-то более глубоком, интуитивном уровне, и от этого осознания им становится легче.

Сеансы терапии имеют четко установленную структуру, способствующую их продуктивности и позволяющую клиенту довольно быстро понять, что он может сделать для того чтобы изменить ситуацию к лучшему.

Этот подход учитывает то, что все люди разные. Он не навязывает строгих предписаний и не навязывает инструкций, обязательных к исполнению - напротив, эта система взглядов побуждает нас воспринимать каждого клиента каа уникальную личность, которой нужен индивидуальный подход и персональные решения, предназначенные для решения именно этих проблем именно в такой их форме. Здесь речь идет не о соответствии клиента данному терапевтическому подходу – все совсем наоборот: как терапевты должны адаптировать терапевтическую методику так, чтобы она подходила данному конкретном клиенту.

Данный подход делает акцент на воздействии обстоятельств – другими словами, нам всегда необходимо принимать во внимание контекст, в котором существует любая трудность или проблема.

Подход, основанный на учете человеческих дарований, настроен на принципы работы нашего мозга. Когда с нами что-то происходит, в нашем мозге запускается процесс подбора модели, подходящей к данной ситуации, и именно эта модель вызывает у нас определенные эмоции. Эмоции порождают определенные мысли и активизируют определенные модели поведения, - неважно, осознаем мы это или нет. В любом случае эмоция всегда предшествует мысли.


В ходе изучения подхода, основанного на учете человеческих дарований, вы можете обнаружить, что все эти знания и техники являются очень полезными не только при работе с другими людьми, позволяя вам оказывать им куда более эффективную помощь. Они также открывают перед вами новые способы заботы о собственном эмоциональном и психическом здоровье, позволяют вам проявить больше изобретательности в процессе использования своих врожденных ресурсов и усиливают вашу устойчивость к внешним воздействиям, которая окажется особенно полезной в трудные времена.

Данный подход содержит очень ясные и понятные объяснения тех процессов, которые происходят в нашем мозге, когда мы получаем психологическую травму, когда у нас развивается зависимость, когда мы страдаем от депрессии, чрезмерной тревожности или стресса, выдаем фобические реакции и т.д. Эти объяснения, основанные на научных доказательствах, демистифицируют все эти симптомы и подсказывают, что мы можем сделать для их устранения.

Этот подход подталкивает нас к постановке позитивных и достижимых целей, ориентированных на удовлетворение наших потребностей и облегчающих решение проблем.

В ходе изучения подхода, основанного на учете ЧД, терапевты осваивают целых ряд действенных психологических техник, которые уже доказали свою эффективность – то есть вы можете быть уверены в позитивном исходе. Эти техники дают нам еще больше возможностей приспособить терапевтические вмешательства к нуждам каждого конкретного клиента, сидящего перед нами.

В рамках данного подхода используется техника психической репетиции любых изменений или действий, необходимых для устранения препятствий и трудностей. В ходе применения этой техники человек может прочувствовать все эти изменения и действия как часть объективной реальности своей жизни.

Этот подход использует язык, понятный как для специалистов, так и для представителей широкой общественности, и мы можем использовать такую манеру изложения в объяснения основных принципов сохранения психического здоровья и психологического благополучия.

Данный подход в конкретных терминах определяет причины развития большинства расстройств психического здоровья и поведенческих трудностей. Он дает нам четкую и структурированную систему взглядов, в рамках которой мы можем изменить ситуацию к лучшему с помощью вмешательств, ориентированных на достижение конкретных целей. Эти техники применимы как на уровне отдельных индивидуумов, так и на уровне семей, организаций и всего общества в целом.

Этот подход повышает шансы на полное выздоровление, помогая человеку взять на себя ответственность за те решения, которые он принимает в собственной жизни, невзирая на получение любых видов терапевтической помощи – какими бы они ни были. Таким образом подход, основанный на учете ЧД, усиливает устойчивость к внешним воздействия, которая окажется очень полезной для любого человека. Клиент никогда не должен становиться зависимым от своего терапевта – как это нередко происходит, когда человек обращается к психоанализу.