Влияние окружающей среды

В этой статье я расскажу вам о нашей невероятной восприимчивости по отношению к определенным аспектам окружающей нас среды. Также я опишу эффективные способы использования факторов окружающей среды – в том числе ваших собственных слов, - которые позволят вам посеять семена определенных внушений в сознание вашего клиента и впоследствии закрепить эти внушения на самых глубоких уровнях его сознания.

Прежде всего нам необходимо уяснить для один очень важный – не побоюсь этого слова, ключевой! – момент: мы постоянно находимся под гипнотическим воздействием определенного вида, и зачастую источником внушений становится не гипнотизер, а окружающая нас среда как таковая.

Например, результаты исследований показали, что легкий запах чистящих средств, витающий в воздухе, способствует тому, что мы начинаем вести себя аккуратнее и проявлять большую чистоплотность, чем обычно.

В октябре 2008 года было проведено впечатляющее исследование, в ходе которого использовались чашки с холодным и горячим кофе. Студентов просили несколько секунд подержать в руках чашку кофе, после чего им предлагали прочесть одну и ту же историю о неком гипотетическом индивидууме, а затем оценить характер этого человека. Те студенты, которые держали чашки с горячим кофе, проявили большую склонность к описанию этого воображаемого индивидуума как дружелюбного человека, способного на теплые чувства. В количественном соотношении в данной группе подобных описаний было больше, чем в группе тех студентов, которые держали в руках чашки с холодным кофе. Определенные факторы окружающей среды, которые ощутили руки испытуемых, повлияли на их подсознание, и, несмотря на то, что во всех случаях полученная информация была одинаковой, реакция участников эксперимента была по большей части обусловлена внушениями, исходящими из окружающей среды.

В ходе еще одного эксперимента некоторые студенты находились под влиянием определенных стимулов окружающей среды, формирующих в их сознании модель старости и хрупкости: они попали в кабинет, в котором висели портреты в пожилых людей, и в разговоре с ними профессор использовал такие слова и фразы, как "седой", "не в форме", "слабый", "старый", "медленный", "усталый". Все эти факторы подействовали на подсознание студентов и отпечатались в нем, и в результате большая часть испытуемых выходила из кабинета гораздо медленнее, чем заходила в него.

Те студенты, подсознание которых было настроено на модель молодости с помощью таких слов, как "жизнеспособность", "энергия", "сила" и т.п., выходили из кабинета гораздо быстрее, чем входили туда. Человек проявляет большую склонность к конкуренции и соревнованию, когда видит портфель или изображение портфеля. Такой эффект наблюдается даже в том случае, когда этот человек впоследствии не может осознанно вспомнить, что он видел этот портфель.

Люди проявляют большую склонность к сотрудничеству, когда слышат или видят такие слова и фразы, как "надежный", "ответственный", "достойный доверия" и "поддержка" - при этом они даже не осознают изменений в своей манере поведения или восприятия, либо не могут вспомнить те факторы, которые вызвали эти изменения.


Итак, окружающая среда, в которой мы находимся на данный момент, оказывает на нас существенное гипнотическое воздействие, и это воздействие работает за рамками мыслящего сознания.

Много лет назад я принимал клиентов у себя дома, и, к моему удивлению, многие клиенты говорили мне о том, что после сеанса по дороге домой они постоянно улыбались. Лишь через несколько месяцев я заметил, что мой младший брат приклеил на дверь моего рабочего кабинета стикер с улыбающейся рожицей. Этот стикер можно было увидеть, однако он был настолько маленьким, что люди, покидающие комнату, вряд ли осознавали, что видят его.

В большинстве случаев высокие люди получают более высокую зарплату, чем их низкорослые коллеги. Женщины и мужчины, одетые в красное, кажутся нам более привлекательными, а большинство женщин считают более симпатичными тех мужчин, которые вызывают улыбки у других женщин. Даже когда речь идет о фотографии мужчины, дамы посчитают более привлекательным того человека, фотография которого окружена улыбающимися лицами других женщин. Стимулы, исходящие из окружающей среды, оказывают более сильное воздействие на поведение человека и его реакции, чем мы могли бы подумать, однако в этой связи нам следует помнить о том, что слова также являются фактором, формирующим окружающую нас среду.

Представьте, как Вы будете себя чувствовать, если однажды вечером пойдете поразвлечься в компании человека, который постоянно приправляет свою речь такими словечками и фразами, как "подавленный", "плохо", "депрессия", "бессмысленный", "боль", "болезненный", "отчаяние", "глупый», "плохой", "усталый", "сыт по горло", "печальный", "ядовитый", "больной", "нездоровый", "разочарованный"… м-да, пожалуй, хватит… и т.д. и т.п. Все эти слова сеют в вашем сознании семена определенных идей.

На самом деле этот человек весьма успешно создает вокруг вас окружающую среду определенного характера, на которую Вы обязательно отреагируете, - точно так же, как Вы отреагируете на запах чистящих средств или расслабляющую фоновую музыку.


То есть когда Вы используете определенные языковые приемы и подбираете определенные выражения, вам нужно помнить о том, что Вы одновременно создаете определенную внешнюю среду, в которой придется существовать другому человеку – в прямом смысле этого слова.

Ваш собеседник обязательно воспримет эту окружающую среду и отреагирует на нее. К примеру, врачи, использующие такие слова, как "боль", "рана", "агония", "кровь", "неконтролируемый" и т.д. и т.п., непреднамеренно создают негативную окружающую среду, в которой вынуждены обитать их невезучие пациенты. С помощью слов мы может посеять в сознании собеседника семена определенных идей, реакций и ожиданий. Здесь я не говорю о том, что нам нужно постоянно избегать употребления неприятных слов и негативно окрашенной лексики. Здесь я хочу подчеркнуть важность осознания того, что на самом деле с помощью лингвистических средств мы создаем определенную среду и формируем у другого человека определенные ожидания.

Например, при работе с курильщиком я предпочитаю описывать процессы, происходящие в его теле и сознании, как "излечение от зависимости", а не "отказ от вредной привычки". Я не убеждаю этого человека в том, что он должен "бросить курить". Необходимость отказаться от чего-то формирует в подсознании человека совсем другие ожидания. Аэрофобия – боязнь летать на самолетах – распространена очень широко. Но, может быть, во многих случаях она частично обусловлена той атмосферой, в которую мы попадаем в аэропорту? Мы приезжаем в аэропорт и начинаем искать нужный "терминал", - а это слово может напомнить нам о "терминальной" стадии заболевания и вызвать прямые ассоциации со смертью. Затем мы сидим в зале ожидания и ждем посадки, причем некоторые дожидаются "последнего предупреждения". В самолете стюардессы сразу же начинают проводить инструктаж на случай аварии…


Да, в некоторых случаях аэрофобия вполне может быть обусловлена специфической атмосферой, царящей в аэропорту и во время посадки на рейс!

Дома престарелых во многих отношениях могут быть замечательными учреждениями, однако если атмосфера в подобном заведении строится на таких понятиях, как "нетрудоспособность" и "период доживания", она оказывает на людей гипнотический эффект и сводит на нет все преимущества проживания в подобном учреждении, - может быть, даже в большей степени, чем мы можем осознать.


Но почему же мы проявляем такую чувствительность и восприимчивость по отношению к внушениям, поступающим из окружающей среды?

Ответ прост: нас самом деле нам это необходимо!

Основная функция нашего подсознания – обеспечение нашей безопасности, причем нашему подсознанию необходима способность действовать очень быстро в тех ситуациях, в которых нам нужно принять какое-то решение немедленно. Для этого наше подсознание вычленяет определенный аспект окружающей реальности, обобщает его, и на этом основании определяет модель поведения, оптимально подходящую для той или иной ситуации.


Как я уже говорил, этот процесс может происходить за рамками осознанного восприятия

Конечно же, внешность бывает обманчива, поэтому для преодоления ограничений данного механизма нам нужно развить умение в некоторых случаях воздерживаться от подобной модели поведения. В действительности мы являемся более восприимчивыми к факторам окружающей нас среды, чем мы можем подумать. Вы сами создаете определенную окружающую среду для других людей с помощью тех слов, которые Вы используете, а также с помощью прочих особенностей вашей манеры общения.


Но как же это знание может помочь вам убедить других людей в чем-то или повлиять на них?

Вместо того, чтобы наполнять воздух запахом чистящих средств, наклеивать стикеры с улыбающимися рожицами или вручать кому-то чашку горячего кофе в том случае, если Вы хотите активизировать в сознании другого человека благосклонную реакцию, человек, владеющий навыками гипнотического общения, введет в разговор необходимые внушения, - причем он сделает это мягко и ненавязчиво.


Почему нам стоит выбирать именно этот способ?

Представьте, что у вас есть ребенок подросткового возраста, который постоянно бунтует. Вы умоляете его прибраться в комнате, Вы требуете этого или угрожаете своему ребенку страшным наказанием, которое неминуемо последует в том случае, если он не наведет в своей комнате чистоту и порядок. Однако чем более прямыми и непосредственными будут ваши указания и просьбы, тем сильнее станет его желание защищаться и занимать оборонительную позицию. Прямой подход просто-напросто не работает. Он даст не больше эффекта, чем приказание курильщику немедленно бросить курить. Запах чистящих средств, витающий в воздухе, побуждает людей к проявлению большей чистоплотности, потому что он формирует в их сознании модель чистоплотности и аккуратности, - именно поэтому внушение, исходящее из окружающей среды, не вызывает автоматического осознанного сопротивления.

Существует множество способов мягкого и ненавязчивого донесения внушений, которые в итоге находят отклик в нашем подсознании – ведь эта часть нашего сознания и является той частью нашего мозга, которая в действительности позволяет нам почувствовать себя лучше и вызывает у нас стремление вести себя более конструктивно. Для того чтобы мягко и ненавязчиво внушить человеку определенную модель поведения, - так, чтобы ему не показалось, что от него чего-то требуют, - Вы можете использовать гипнотические исходные предпосылки и предположения, либо Вы можете рассказать ему метафорическую историю, включив в нее слова и модели, позволяющие успешно создать определенную окружающую среду, которая оптимально подходит для желаемого развития событий.

Помните о том, что человек с большей долей вероятности отреагирует на какое-то внушение в том случае, когда это внушение совпадает с какой-то общей моделью. Большинство людей поймет, о чем Вы говорите, если Вы расскажете им о том, как в некоторых случаях мы не способны увидеть какую-то вещь, даже если знаем, что она находится где-то рядом. Это универсальная модель, которую большинство людей воспримет с легкостью. Запах чистящего средства, витающий в воздухе, предполагает общую модель проявления чистоплотности и аккуратности, которая впоследствии экстраполируется нашим подсознанием на проявление чистоплотности в определенных обстоятельствах.

Итак, окружающая среда определенно оказывает существенное влияние на нашу психологию, и эти факторы даже могут повлиять на скорость нашего выздоровления. Когда мой клиент горюет по поводу утраты каких-то отношений, - к примеру, после развода, - я рекомендую ему внести изменения в окружающую среду. Одна моя клиентка, которую бросил муж, рассказала мне о том, что она почувствовала себя лучше только тогда, когда перекрасила стены своей квартиры и внесла некоторые другие изменения в ее интерьер. Окружайте себя теми вещами, которые помогают вам почувствовать себя лучше – например, фотографиями, напоминающими вам о приятных событиях или замечательных местах, в которых Вы побывали. Если Вы любите природу, но живете в городе, повесьте на стены картины с живописными природными ландшафтами. Также Вы можете развесить по стенам фотографии или портреты людей, которые вас вдохновляют. Используйте в оформлении интерьера изображения, цвета и ароматы, которые придают вам сил или помогают расслабиться. Одним из самых быстрых способов избавления от бессонницы является изменение интерьера спальни: переставьте кровать в другое место, внесите изменения в детали интерьера, и Вы сразу же почувствуете, как изменилась атмосфера в этой комнате. Если человек провел в спальне сотни бессонных ночей, исполненных беспокойства, то эта комната сама по себе может стать мощнейшим стимулом, порождающим такую реакцию, как неспособность уснуть.


Итак, в некоторых случаях нам необходимо изменить сам стимул

Рассмотрите возможность изменения и обновления окружающей вас среды. Иногда действительно стоит привнести в нее что-то новое или избавиться от тех вещей, которые действовали на вас как подсознательные негативные стимулы.

Итак, сегодня я рассказал вам о нашей невероятной восприимчивости к стимулам, поступающим из окружающей среды, а также о том, как именно эти стимулы могут посеять в нашем сознании семена определенных реакций. Вы узнали о том, что наш язык точно так же формирует окружающую нас среду, как и различные формы, ароматы, вкусы, тактильные ощущения и зрительные образы. Кроме того, Вы узнали о том, что сила воздействия внушений в разы увеличивается тогда, когда они скрыты в рамках каких-то универсальных моделей, понятных человеку и знакомых ему.

Например, для того чтобы вызвать эффект гипнотической анестезии, Вы можете напомнить субъекту о широко распространенном ощущении онемения конечности, которое в какой-то момент испытывал каждый человек, отсидев себе ногу или проспав несколько часов на собственной руке. Также я подчеркнул важность осознания воздействия определенных факторов окружающей вас среды. По возможности нам следует окружать себя теми вещами, которые вызывают позитивные ассоциации и позволяют нам почувствовать себя лучше.

С вами был Николай Никитенко из психологического центра "Мастерская Души и тела"


Автор статьи

Николай Никитенко
Лечение гипнозом

Никитенко Николай Игоревич

Рейтинг: -

Психолог-гипнолог

Москва

Я, Николай Игоревич Никитенко, психолог, гипнолог. Обучался психологии в Институте Психоанализа, мастерству гипноза - у М. Гинзбурга, Ж. Беккио и американских коллег. Из всех существующих школ гипноза…


Читайте еще по теме

Мы работаем с 9:00 до 21:00 по предварительной записи.

Контактная информация

г. Москва, м. Павелецкая - Озерковская набережная, дом 50, стр.1
в здании "Центрального совета по туризму и отдыху"
(рядом с гостиницей "Озерковская")
3 этаж, офис 302
Записаться на прием Вы можете по телефону: +7 (495) 723-21-30