Метафоры и гипноз

Я расскажу вам о тех удивительных эффектах, которых Вы можете достичь с помощью метафорических фигур речи и способов общения. Я научу вас создавать собственные метафоры и приведу примеры гипнотических метафор, которые уже изменили жизнь некоторых людей.

Итак, давайте разберемся, что же такое метафора. По большому счету это история или идея, основанная на модели, которая в ситуации, существующей в жизни клиента. Например, если я скажу "Эта машина – просто мечта!", я использую метафору, потому что на самом деле машина – это не мечта, но все же собеседник меня поймет. Наши сновидения и мечты представляют собой метафоры, и мы постоянно используем метафоры в процессе общения, даже не осознавая этого.

В ходе терапевтической работы с клиентами мы используем метафоры, потому что на первый взгляд они отличаются от осознанных тревог и забот клиента и позволяют его мыслящему сознанию расслабиться. В то же время подсознание человека идентифицирует определенную модель, лежащую в основе метафоры, проводит параллели, находит соответствие и использует метафору для достижения благотворных изменений. Мы видим сны в виде метафор, то есть метафоры – это тот язык, на котором говорит наше подсознание. Все метафоры являются гипнотическими по своей сути, они находят отклик в нашем подсознании, а все, что находит отклик в вашем подсознании, автоматически дает гипнотический эффект.


Если мы действительно задумаемся обо всем этом, то мы поймем, что на самом деле наш язык является метафоричным. Почему?

Все слова, обозначающие различные объекты реальности, по своей сути являются метафорами. Например, слово "стул" само по себе не является стулом, это набор звуков, однако ваше сознание научилось воспринимать этот набор звуков как метафору, обозначающую стул, существующий в реальности. Услышанные слова заставляют наш мозг искать соответствие между этим набором звуком и объектами окружающей реальности. Однако сегодня мы собираемся рассмотреть использование более широких и красочных метафор в целях гипнотического воздействия, а также поговорим о способе создания метафор с помощью использования определенных моделей, лежащих в основе той или иной ситуации, – эти модели заменяют конкретные определения и наименования.

А сейчас я приведу вам пример из собственной практики – при работе с одним из моих клиентов я был вынужден использовать метафоры вместо прямой манеры общения. Однажды мне позвонила женщина и рассказала о том, что ее 12-летний сын страдает от ночного недержания мочи. Мальчик нуждался в помощи, но при этом проявлял невероятное сопротивление и отказывался идти ко мне на прием. Мать уже год таскала его по врачам: они обращались к нескольким психологам, они успели побывать у психотерапевта и гипнотерапевта, они посетили самых разных специалистов, они даже обращались к экстрасенсу! Мальчик ужасно устал от всего этого, он был сыт по горло постоянным унижением, которое он испытывал, когда обсуждал свою постыдную проблему с незнакомыми взрослыми людьми, - несмотря на то, что эти взрослые руководствовались самыми лучшими побуждениями. Я был их последней надеждой, и мать мальчика сказала мне, что ее сын согласился прийти ко мне на прием только при одном условии: я не должен расспрашивать его о ночном недержании мочи или даже упоминать об этой проблеме. Да, очень интересная задачка! Она стала для меня настоящим вызовом. Мне нужно было избавить клиента от ночного недержания мочи, не обсуждая с ним эту проблему и ни разу не упомянув о ней. Но, конечно же, этот мальчик определенно хотел от нее избавиться. Итак, мне нужно было встретиться с мальчиком и выяснить, чем он интересуется, после чего я смогу создать определенную модель, идущую в параллель с его интересами, которая в итоге позволит нам найти решение проблемы. Другими словами, при работе с этим клиентом я должен использовать метафору. Я очень надеялся на то, что данная методика сделает вмешательство и воздействие неочевидным для клиента, и в итоге он не начнет проявлять сопротивление. Мать привела своего сына на прием и осталась в кабинете вместе с нами для того чтобы убедиться в том, что я не расстрою ее сына какими-то прямыми упоминаниями о ночном недержании мочи. Мальчик был достаточно дружелюбным, и я попросил его рассказать о себе. Я спросил его, чем он любит заниматься. Он сказал мне, что ему нравится играть в крикет. Также он сказал мне о том, что он отлично играет в боулинг и с легкостью выбивает страйк. Во время сеанса мы обсудили множество тем, мы говорили о самых разных вещах, и в какой-то момент я вновь вернулся к обсуждению игры в боулинг. Давайте назовем моего клиента Дима. Итак, я сказал ему: "Знаешь ли, Дима, на самом деле наше сознание руководствуется в своей работе очень интересными принципами. Кроме того, оно воздействует на наше тело весьма любопытным образом. Когда-то в прошлом боулинг был новой для тебя игрой, и тебе пришлось учиться играть в эту игру, а сейчас крошечные мускулы твоих пальцев и твоих кистей точно знают, когда именно тебе нужно выпустить шар – причем тебе даже не приходится задумываться об этом! Они не выпускают шар, пока ты бежишь к началу дорожки, они сами способны определить тот момент, когда можно выпустить его. Ты не думаешь об этом, это происходит само по себе - в нужный момент. Когда ты играешь в боулинг, ты можешь полностью довериться своему подсознанию и позволить ему выпустить шар в нужный момент времени – на самом деле это просто замечательно!".

Смысл данной метафоры может показаться вам очевидным – Вы можете проследить параллель модели выпускания из рук шара для боулинга и выпускания мочи. Также Вы можете отметить наличие внушения о том, что этот процесс может происходить сам по себе – в нужный момент времени, - и на самом деле мальчик может довериться своему подсознанию, которое сделает это за него. Однако вам стоит учесть тот факт, что эта тема была всего лишь одной из множества других тем, которые мы обсуждали с мальчиком и его матерью на том сеансе. Когда я говорил с ним о невероятной способности нашего подсознания угадывать тот момент, в который оно может позволить руке мальчика выпустить шар для боулинга, я замедлил темп речи и сделал тон голоса более мягким. В тот момент взгляд мальчика остановился в одной точке: какая-то часть его сознания точно знала, о чем именно я говорю, однако его мыслящее сознание (так же, как его мать) определенно не знало об этом – я в этом уверен. Однако я чувствовал, что мне необходимо усилить мое метафорическое сообщение. Чуть позже в ходе беседы я спросил Диму, где именно ему нравится играть в крикет. Он сказал мне, что недавно он играл в Испании – в гостях у отца. Он рассказал мне, что он летал туда и обратно на самолете. Я спросил его, понравилось ли ему летать на самолете, и он ответил, что ему очень понравилось. Затем я рассказал ему о своем ночном перелете из Москвы в США. Это было еще до событий 9/11, поэтому бортинженер разрешил мне заглянуть в кабину пилотов, и, к своему изумлению, я увидел, что командир корабля и второй пилот спят и храпят во всю глотку. Бортинженер увидел мое удивленное лицо и сказал: "Все в порядке! Вы можете расслабиться: полет проходит в режиме автопилота, компьютер сам регулирует все процессы. Ночью пилоты переключают технику в автоматический режим, и могут спокойно спать всю ночь, потому что машина способна сама обо всем позаботиться". Опять же, смысл данной метафоры может показаться вполне очевидным: пилоты могут управлять самолетом вручную, но они также могут переключиться в режим автопилота и положиться на электронику – этот образ является параллелью способности тела Димы контролировать все процессы самостоятельно, оно делает это, пока Дима спит.

Точно так же, как и предыдущая метафора, эта параллель была скрыта в одной из множества тем, которые мы обсуждали с мальчиком в ходе сеанса. Его мыслящее сознание просто не успело связать этот разговор с болезненной для него темой. Через час Дима вышел из моего кабинета. Он прекрасно провел время за приятной беседой с интересным взрослым человеком, с которым они обсуждали крикет и боулинг, полеты на самолете и многие другие вещи. Мать мальчика выглядела приятно удивленной – особенно в тот момент, когда она расплачивалась. Чуть позже она позвонила мне и в совершеннейшем изумлении сообщила о том, что ее сын перестал мочиться в постель после этого сеанса, - и мы смогли достичь этой цели благодаря обычному разговору о боулинге и ночном перелете в Америку!

Здесь мне хотелось бы предостеречь вас – обратите особое внимание на этот момент, потому что он очень важен! Некоторым индивидуумам нравится придираться к значению метафор и "разжевывать" его, объясняя слушателю все тонкости. Они как будто пытаются объяснить, в чем соль шутки, вместо того, чтобы просто позволить шутке возыметь эффект. Чрезмерный анализ той или иной истории высасывает из нее энергию и лишает ее силы. В этой связи мне вспоминается короткая байка о маленьком мальчике, который обожал насекомых. Он нашел паука и захотел узнать, как он ходит. Для того чтобы выяснить это, мальчик расчленил паука, оторвав ему лапки. В итоге сам паук исчез – перед мальчиком лежало тельце, голова и отдельные лапки, и ни одна их них не работала! Конечно же, в данной статье для большей ясности нам приходится препарировать метафору, однако когда Вы сами начнете использовать данный прием, Вы поймете, что он дает боле мощный эффект в том случае, если Вы просто предоставите подсознанию клиента возможность на него отреагировать. Дима не знал о том, что я использую метафоры. Его мыслящее сознание считало, что в ходе сеанса мы говорили с ним о боулинге, крикете и полетах на самолете.

Метафоры дают максимальный эффект, когда они совпадают с интересами вашего собеседника, однако мы также можем использовать так называемые обобщенные, типичные, универсальные метафоры.

Например, в гипнотическом сеансе, посвященном избавлению от бородавок, я рассказываю клиентам историю об одном короле, у которого была единственная дочь. Король умер, и молодая принцесса, не имеющая никакого опыта, осталась управлять его огромным королевством. Случилось так, что правитель соседнего государства воспользовался неопытностью новой королевы, собрал армию и отправился завоевывать ее страну. Огромная армия захватчиков продвигалась вперед, завоевывая все большую и большую территорию, и постепенно приближалась к столице государства. Принцесса не знала, как избавиться от этих чужаков-завоевателей, но в какой-то момент она вспомнила о том, что ее отец в непростых ситуациях обращался за советом к одному мудрому старцу. Принцесса взобралась на высокую гору и нашла мудреца. Она рассказала ему про армию завоевателей, она рассказала о том, что они являются реальной угрозой для королевства, и спросила совета у мудрого старца, а он внимательно посмотрел на нее, заглянув прямо ей в душу, и сказал: "Этим завоевателям нужно есть, не так ли? Им нужно постоянно пополнять свои запасы еды, воды, оружия и одежды. Как именно они пополняют свои припасы в пределах твоего королевства? Смотри не на саму армию, обрати больше внимания на ее запасы!". Юная принцесса сразу же поняла, что ей нужно делать. Она приказала своим солдатам заблокировать водные артерии, по которым завоеватели транспортировали свои припасы. Река была перекрыта, и армия завоевателей практически сразу же ослабла, потому что солдаты начали страдать от голода и жажды. Они не могли воевать без пополнения припасов, и очень скоро завоеватели убрались восвояси. Итак, мы можем рассматривать бородавки как чужаков-захватчиков. И точно так же, как этой армии завоевателей из этой истории, бородавкам необходимо чем-то питаться – иначе они просто не выживут. Бородавки получают питательные вещества с притоком крови, и мы уже знаем о том, что гипноз является замечательным способом изменения нашего кровообращения. Теперь у нас есть метафора, которая полностью соответствует нашим потребностям и тем целям, которые мы хотим достичь, а именно – ограничить приток крови к бородавкам и лишить их питательных веществ.

Одна из наших клиенток - написала нам следующий отзыв после того, как ее сын прослушал данный сеанс: "Я просто не поверила тому, что увидела! Красивая чистая розовая кожа и ни одного шрама! Бородавки умирали, а мы ликовали!". Бородавки исчезли с кожи ее сына потому, что теперь они были лишены питания, кровь больше не поступала к ним. Эта метафорическая история уже помогла сотням людей избавиться от бородавок. Не стоит недооценивать потенциал и силу воздействия уместной и тщательной подобранной метафоры, используемой в нужном месте и в нужное время. Метафора строится на определенной модели, и наше подсознание воспринимает эту модель как внушение, и впоследствии начинает следовать ей.

Все традиционные истории и сказки содержат действенные сообщения, обладающие разными уровнями значения. Мы привыкли искать в каждой истории скрытый смысл, либо ждать кульминации или так называемой морали. Однако каждая история может обладать целым рядом различных смыслов, - в зависимости от того, кто именно слушает ту или иную историю, и в какой именно момент своей жизни он слушает этот рассказ. Окончание истории может быть куда менее значимым, чем те модели, которые вплетены в нее в самом начале или в середине. На самом деле очень полезно собирать различные истории и запоминать их. Вы даже можете использовать эти истории на этапе погружения в гипнотический транс. Вы можете попросить клиента закрыть глаза, а затем рассказать ему историю, погружающую его в гипнотический транс, ведь Вы можете приукрасить эту историю самыми разными непрямыми внушениями и деталями, затрагивающими различные органы чувств клиента, - таким образом Вы создаете у клиента ощущение того, что он переносится в царство сновидений и начинает грезить наяву. И когда я говорю об "истории", я имею в виду не только очевидный смысл этого слова, который лежит на поверхности. Когда я рассказывал Диме об удивительной способности его тела угадывать нужный момент для того чтобы выпустить шар для боулинга из своей руки, когда я рассказывал ему о своем ночном полете, на самом деле я рассказывал ему истории.

А теперь мне хотелось бы напомнить вам о самых важных аспектах метафоры: для создания метафоры вам прежде всего необходимо тщательно сконструировать идею или историю, которая отличается от существующей проблемы, и при этом построена на модели, лежащей в основе этой проблемы. Вспомните историю о принцессе, которая лишила армию завоевателей свежих припасов – здесь мы можем видеть четкую параллель процесса снабжения бородавки кровью. Во-вторых, метафора должна по возможности совпадать с интересами слушателя. Вспомните мою работу с Димой: он интересовался боулингом, и я создал для него метафору, основанную на принципах этой игры; ему понравилось летать на самолете, и я рассказал ему историю о перелете в США. Кроме того, Вы можете использовать более обобщенные истории, которые также вызывают у людей интерес, потому что они обращаются к каким-то универсальным качествам и событиям. В-третьих, не стоит препарировать метафору и объяснять ее – позвольте ей остаться такой, какая она есть. Позвольте подсознанию клиента переработать ее самостоятельно. Например, Дима даже не догадывался о том, что в ходе общения с ним я использую терапевтические метафоры. И, наконец, метафора должна предлагать решение проблемы и давать человеку надежду. Хорошая и качественная метафора дает инструкции подсознанию человека, указывает ему путь вперед, к решению проблемы. Например, история, используемая для избавления от бородавок, не только проводит параллели с существующей проблемой, а именно – постоянным притоком крови, которая питает бородавку и позволяет ей жить, - но и подсказывает способ решения этой проблемы, который заключается в блокировании поступления крови к бородавке. Как только Вы научитесь отстраняться от конкретных специфических деталей и видеть более широкие модели, Вы сможете с большей легкостью придумывать свои собственные метафоры и применять их. При этом Вы получите от этого занятия массу удовольствия и сможете по праву гордиться полученными результатами.

Веселитесь, получайте удовольствие от использования метафор и при этом помните о том, что если ваш клиент не воспримет метафору такой, какая она есть, Вы ничего не потеряете. Слушатель как минимум получит удовольствие от интересной истории или анекдота, однако, с другой стороны, в некоторых случаях обычные детские сказки дают невероятный эффект!

С вами был Николай Никитенко из психологического центра "Мастерская Души и тела"


Автор статьи

Николай Никитенко
Лечение гипнозом

Никитенко Николай Игоревич

Рейтинг: -

Психолог-гипнолог

Москва

Я, Николай Игоревич Никитенко, психолог, гипнолог. Обучался психологии в Институте Психоанализа, мастерству гипноза - у М. Гинзбурга, Ж. Беккио и американских коллег. Из всех существующих школ гипноза…


Читайте еще по теме

Мы работаем с 9:00 до 21:00 по предварительной записи.

Контактная информация

г. Москва, м. Павелецкая - Озерковская набережная, дом 50, стр.1
в здании "Центрального совета по туризму и отдыху"
(рядом с гостиницей "Озерковская")
3 этаж, офис 302
Записаться на прием Вы можете по телефону: +7 (495) 723-21-30