Лучший способ самопознания

Я расскажу вам о некоторых идеях и средствах, которые помогут вам лучше понять самого себя. Если мы не знаем, какими мы являемся на самом деле, или придерживаемся ошибочных представлений по этому поводу, мы рискуем остановиться в развитии.

Незнание собственной сущности удерживает нас на одном месте, потому что в данном случае мы пытаемся двигаться вслепую. Мы не сможем попасть куда-то, если у нас не будет четкого представления о том, где именно мы находимся на данный момент, - если мы не будем понимать, в какой точке мы находимся сейчас.

Прежде всего нам необходимо понимать, что каждый из нас время от времени дурачит и обманывает самого себя, и в этом нет ничего ужасного. На самом деле когда мы считаем, что мы находимся в полной "боевой готовности", когда мы убеждены в том, что мы выглядим замечательно и находимся в приподнятом настроении, подобный настрой как будто прилипает к нам, и мы начинаем вести себя соответственно.

Среднестатистический человек искренне верит в то, что он в чем-то превосходит окружающих его людей, однако, как я уже говорил, умение проявлять честность по отношению к самому себе в плане оценки собственной личности на самом деле очень полезно и обладает невероятной ценностью. И если мы как отдельные личности, и, возможно, как все человеческое сообщество в общем и целом, хотим развиваться, идти дальше в позитивном направлении и процветать, то нам определенно нужно развить в себе это умение.


Задумайтесь вот о чем: часто ли Вы ставите свои действия под сомнение или задаете себе вопрос:

"Почему я поступил именно так?"

Замечали ли Вы, что очень часто представления человека о самом себе очень сильно отличаются от того образа, который видят другие люди?

Очень часто недостаток знаний о самом себе является следствием заниженной самооценки. В этой связи мне вспоминается гадкий утенок Ганса-Христиана Андерсена. Самая распространенная ошибка, которую очень часто делаем мы все – в том числе Вы и я, - заключается в следующем: мы считаем, что только другие люди способны на самообман – но никак не мы. Я уже упоминал о заниженной самооценке, однако некоторые индивидуумы считают, что во многих аспектах они куда лучше, чем он есть на самом деле. Мы можем назвать таких людей подсознательными лицемерами. Вспомните профессора Хиггинса из "Пигмалиона" Джорджа Бернарда Шоу, или, может быть, из более знакомой для вас пьесы "Моя прекрасная леди". Профессор Хиггинс искренне верил в то, что он является искренним, прямолинейным и порядочным человеком, несмотря на то, что его поведение шло вразрез с подобными представлениями о самом себе. Его жизнь начала меняться к лучшему лишь тогда, когда у него открылись глаза на самого себя – если можно так выразиться. Так почему же для нас так важно избегать сетей чрезмерного самообмана и иллюзий по отношению к самому себе? Результаты исследований говорят о том, что те люди, подсознательная мотивация которых совпадает с их осознанной мотивацией – то есть то, что они говорят, по большому счету совпадает с тем, что они делают, - более счастливы и более здоровы по сравнению со своими ровесниками, которые гораздо меньше знают о самих себе. Более гармоничные и объективные представления о самом себе могут сделать вас более счастливым, а также повышают нашу эффективность в плане достижения своих целей.


Но что именно вам нужно сделать для того чтобы лучше понять самого себя?

Многие люди используют очень интересную фразу – они говорят о том, что им нужно "найти себя": как будто они потеряли собственную идентичность, и теперь пытаются найти ее, обыскивая комнату и заглядывая под диванные подушки, в стремлении обрести больше контроля над собственной жизнью. Мы используем эту фразу, забывая о том, что на самом деле она, возможно, имеет определенную обоснованность и вполне разумный фундамент, скрытый под подобной формулировкой. Возможно, Вы замечали, что некоторые люди используют фразу "Мне необходимо найти себя" в качестве оправдания для разрыва отношений, либо как основание для того чтобы отправиться в увлекательное кругосветное путешествие.

Если идея об обретении большего понимания самого себя служит прикрытием для их реальной мотивации, то на самом деле им необходимо более объективно рассмотреть не стимулы, которые заставляют их вести себя определенным образом. Фраза "Я хочу закончить эти отношения, потому что я хочу обрести свободу для того чтобы встречаться с другими девушками" звучит не так эффектно, как оправдание "Мне нужно найти себя", однако на самом деле признание истинных причин своих поступков позволяет нам продвинуться еще на шаг ближе к истинному пониманию собственной сущности и действительно помогает нам "найти себя". Осознание своих истинных намерений и более полное понимание собственной сущности часто идут рука об руку – это лично мое мнение.

Для того чтобы найти себя, нам не обязательно нужно уезжать в тибетское убежище для медитации, оставив семью дома, или повсюду искать увлекательные приключения. Самопознание представляет собой скорее спокойное наблюдение за собственной жизнью как таковой и за самим собой в этой жизни. Я не говорю о том, что нам не нужно ничего менять в своей жизни, однако понимание собственной сущности не предполагает попытки убежать или постоянного потакания всем своим желаниям, которое мы оправдываем саморазвитием.

Если Вы действительно пытаетесь убежать или потакаете всем своим желаниям, признайте это, и назовите вещи своими именами.

Разве это плохо?

И здесь перед нами встает один очень важный вопрос: как определить свои истинные мотивы? Наше поведение по большей части обусловлено подсознательными процессами. Ученые выяснили, что каждую секунду мы получаем 11 миллионов единиц информации с помощью наших пяти чувств. Мы знаем об этом, потому что ученые подсчитали количество импульсов, воздействующих на каждый из наших органов чувств, и проследили путь этих импульсов до нашего головного мозга. Однако мы способны осознанно воспринимать лишь 40 бит информации в секунду, поэтому большая часть наших переживаний неизбежно оказывается вне зоны нашего доступа – если говорить об осознанном восприятии. Те виды психотерапии, которые пытаются перенести все процессы в разряд осознанных, упускают из вида тот факт, что большей части нашей личности необходимо оставаться непознанной и находиться за пределами нашего осознанного восприятия. Нам не нужно осознавать каждый подсознательный стимул, управляющий нашим поведением, однако в некоторых случаях это действительно имеет значение. Иногда нам необходимо понимать, что на самом деле на нас влияет совсем не то, что мы думаем. Люди часто неправильно истолковывают свои собственные поступки и модели поведения.

Однажды одному моему другу нужно было произнести речь. В обычных обстоятельствах он воспринял бы подобную необходимость расслабленно, однако в тот момент он чувствовал себя больным и разбитым, он жаловался на учащенное самочувствие и плохое самочувствие в общем и целом. Как Вы можете догадаться, во время выступления он испытывал некоторую нервозность. Позже он выяснил, что у него было пищевое отравление, однако он принял те симптомы, которые на самом деле были следствием употребления несвежих продуктов, за проявления беспокойства по поводу предстоящей речи.

В ходе одного классического эксперимента исследователи отправляли мужчин, одного за другим, через навесной мост над горной рекой. На этом мосту испытуемые встречались с женщиной, которая останавливала их и заводила с ними беседу. Сойдя с моста, мужчины говорили о том, что они испытали симпатию к этой женщине, и их симпатия была более сильной, чем чувства мужчин из контрольной группы, которые встречались с той же самой женщиной в обычных обстоятельствах. Мужчины, гулящие по мосту, неверно истолковали свои переживания: они подумали, что потеющие ладони и учащенное сердцебиение являются следствием встречи с этой женщиной, и поэтому посчитали, что она им понравилась. На самом деле все эти признаки нервного возбуждения были следствием экстремальной ситуации и потенциальной опасности, которую подразумевала прогулка по качающемуся мосту.

В этой связи я хочу дать вам один полезный совет: если вы хотите понравиться кому-то, пригласите этого человека прокатиться на американских горках. Вряд ли после экстремального катания он или она повернется к вам и скажет: "70 % моего нервного возбуждения является результатом катания, и только 30 % этих ощущений стали следствием моего влечении к тебе". Если мы не будем внимательны по отношению к собственным реакциям, то можем неправильно истолковать чрезмерно интенсивные реакции и посчитать их следствием текущих обстоятельств, а не той причины, которая на самом деле вызвала подобную реакцию.

Мы можем весьма успешно обманывать самих себя, постоянно и регулярно принимая одну вещь за другую. В этой связи мне вспоминается одна моя клиентка, которая поддерживала длительные отношения на расстоянии с одним очень интересным (по ее мнению) мужчиной. Эта женщина поняла, что на самом деле эти отношения казались ей привлекательными и интересными не из-за личностных особенностей партнера, а из-за расстояния, существующего между ними, лишь тогда, когда эта дистанция исчезла.

Опять же, если нам платят за то занятие, от которого мы и так получаем удовольствие, то мы можем прийти к ошибочным выводам о том, что в данном случае основным стимулом являются деньги, тогда как на самом деле дела могут обстоять совсем по-другому. Вы можете вспомнить целый ряд различных ошибок в определении своей истинной мотивации, которые мы совершаем в повседневной жизни. Если человек получает удовольствие которые становятся следствием занятия благотворительностью, однако при этом он не осознает того, что признание окружающих на самом деле играет очень важную роль и становится мощным стимулом к действию, и пытается делать вид, что он занимается благотворительностью исключительно для облегчения страданий других людей, то в данном случае он понимает самого себя куда в меньшей степени, чем мог бы.

Как Вы думаете, сохранил бы он столь сильное желание помогать несчастным в том случае, если бы никто не знал о его вкладе в это благое дело?

Когда я точно знаю, почему я помогаю другим, и осознаю, что по крайней мере частично это стремление обусловлено желанием прославиться и заслужить похвалу, то я смогу по меньшей мере не питать слишком завышенных и эгоистичных ожиданий по поводу своей роли в этом процессе. Подобные идеи не получили особой популярности – и это неудивительно, - однако они отлично отражают истинную суть наших поступков.

Одним из способов лучше узнать самого себя является развитие умения смиряться с неопределенностью, касающейся нас самих, а именно – с незнанием того, что на самом деле лежит в основе нашего поведения. Например, если я краснею, когда разговариваю с кем-то, эта реакция может стать для меня сюрпризом и застать меня врасплох, точно так же, как она может оказаться сюрпризом для моего собеседника. Я не знал о том, что я собираюсь покраснеть, однако это произошло. Может быть, за рамками моего осознанного восприятия моя собеседница напомнила мне ту девушку, к которой я испытывал влечение в школе. Однако если я не осознаю этого – как и бывает в большинстве случаев, - я начинаю рационализировать происходящее и пытаюсь объяснить подобную реакцию. Я могу предположить, что я покраснел, потому что я нагрубил собеседнице, или из-за ее манеры разговора со мной. На самом деле в этот момент я занимаюсь разработкой теории, которая еще дальше уводит меня от истинного понимания самого себя. Однако если я расслабленно отнесусь к незнанию истинных причин произошедшего и не стану немедленно выдумывать какие-то объяснения, я дам своему подсознанию шанс сформулировать свои собственные версии, которые станут куда более точным описанием сути происходящего, и для этого я могу использовать следующую методику.

После того разговора, в ходе которого я покраснел, я могу сказать себе: "Хмм, очень интересно! Интересно, почему я покраснел? Как правило, в основе подобной реакции лежит какая-то причина". Возможно, чуть позже в течение дня, когда я уже не буду осознанно думать об этом инциденте, мое подсознание выдаст мне образ той девушки, которая нравилась мне в старших классах школы много лет назад, и я увижу сходство между той женщиной, с которой я разговаривал сегодня, и девушкой, с которой я стеснялся заговорить в 15 лет. Поэтому вам стоит остановиться. Попридержите коней, не стоит делать слишком поспешных выводов касательно причин ваших поступков и реакций, - особенно в том случае, когда ваше поведение и реакции удивляют вас и кажутся вам необычными.

Широко распространено мнение о том, что для понимания истинной мотивации другого человека необходимо не только слушать то, что он говорит, но и наблюдать за тем, что он делает. Если человек постоянно говорит вам о том, что он любит вас, и при этом периодически обращается с вами неподобающим образом, чему на самом деле вам стоит верить – его словам или его поступкам?

Если человек постоянно твердит окружающим о важности такой черты характера, как пунктуальность, а сам постоянно опаздывает, то именно его непунктуальность позволяет нам получить представление о его истинной сущности. Тот же самый принцип работает в процессе наблюдения за самим собой. Начните наблюдать за собой, - и при этом постарайтесь сохранить максимальную объективность: посмотрите на себя со стороны, так, как будто Вы смотрите на какого-то другого человека. Забудьте о том образе, который Вы хотели бы продемонстрировать окружающим, забудьте о своих привычных представлениях о самом себе, - даже если эти представления являются негативными. Мы с готовностью верим в то, что мы сами можем судить о собственном поведении с большей точностью, чем посторонние люди, не имеющие к нам никакого отношения. Однако результаты исследований опровергают истинность подобных убеждений. В ходе одного из исследований выяснилось, что друзья по университету способны более точно предсказать исход романтических отношений, чем каждый из партнеров в этой паре. Даже те люди, которые вообще не были знакомы с этой парой, могли сделать точные выводы, просто понаблюдав за общением партнеров.

Два исследователя по фамилии Лисбет и Уилсон выяснили, что совершенно посторонние люди способны с большей точностью предсказать наши возможные реакции на что-то, чем мы сами. Как мне кажется, так происходит потому, что на самом деле мы отлично умеем искать причины или оправдания тому, что мы делаем, и со временем в нашем сознании формируется полный набор теорий и представлений о самом себе, в то время как у постороннего человека нет всего этого багажа.

Сторонний наблюдатель зачастую может четко увидеть зарождение влечения между двумя людьми еще до того, как они сами осознают зарождение этих чувств. Мы можем отрицать существование своих талантов, мы можем попытаться повлиять на них, мы часто переоцениваем или недооцениваем свои достоинства и недостатки, личностные качества и особенности мотивации, однако посторонние люди могут увидеть все эти моменты более ясно и четко. Первым шагом на пути к истинному самопознанию станет отказ от этой системы теорий и представлений о самом себе и формирование привычки просто наблюдать за собственными действиями, - за тем, что мы делаем на самом деле. Мне приходилось работать с людьми, которые описывали себя как слабых и неуклюжих, однако я своими глазами видел, что они способны на недюжинную силу и смелость. Другие клиенты подробно рассказывали мне о своих планах, намерениях и амбициях, однако их наполеоновские планы так и оставались планами – они ничего не делали для того чтобы воплотить их в реальность.


А как обстоят дела в вашем случае: соответствуют ли ваши действия тому, что Вы говорите и думаете о себе?

Не стоит выносить поспешные суждения, просто понаблюдайте за самим собой на протяжении некоторого времени. Если Вы хотите добиться соответствия между своими подсознательными идеями и осознанными представлениями о самом себе, то вам, возможно, необходимо изменить свое поведение. Я всегда испытываю некоторый внутренний дискомфорт, когда говорю о важности и ценности упорного труда – в действительности я сам не далеко не всегда способен на упорный труд.

В данном случае наблюдается несоответствие между моей осознанной мотивацией – то есть идеализированными представлениями о самом себе, - и моей подсознательной мотивацией, которая заключается во врожденной лени. Если я не осознаю этого несоответствия, я начинаю испытывать дискомфорт. В психологии это несоответствие между осознанной и подсознательной мотивацией называется когнитивным диссонансом.

Пытаясь избавиться от этого ощущения дискомфорта, я могу либо продолжать лгать самому себе, таким образом еще на один шаг отдаляясь от истинного понимания собственной сущности, я могу придумать оправдания собственной лени и со временем поверить в них, либо я могу изменить свое поведение и действительно начать трудиться упорнее, таким образом добившись соответствия между своими осознанными стандартами и своим реальным поведением, и это принесет мне долгожданное удовлетворение. Для достижения этой цели мне нужно как минимум признаться самому себе в том, что я в принципе способен обманывать самого себя насчет самого себя. Ха, возможно, вам придется прослушать эту фразу несколько раз для того чтобы уловить ее смысл, но я уверяю вас – в ней действительно есть смысл. После этого первого шага вам необходимо подготовиться к обновлению и изменению собственных представлений о самом себе.

Мой брат Иван Никитенко рассказывал о том, что, несмотря на двухлетний опыт игры на гитаре, он все еще считает себя недостаточно музыкальным человеком. Его шокировало восхищение окружающих его игрой, а также их заверения в том, что на самом деле он очень музыкален. Большинство видов психотерапии нацелено на обновление процесса позитивного личностного развития человека, а также на внедрение этих процессов и их закрепление в более широких рамках его представлений о самом себе. Человек может считать себя скромным, не способным к обучению или ленивым, и даже после того, как он на протяжении долгих лет демонстрировал прямо противоположное поведение, он все же продолжает считать, что он такой и есть, потому что он сам навесил на себя определенный ярлык. Самопознание также подразумевает осознание того, что наши личностные особенности и модели реакций могут меняться – причем не только в различных жизненных обстоятельствах, но и с течением времени.

Еще одним аспектом самопознания является понимание того, что некоторые модели поведения на самом деле могли были навязаны нам извне, - такие модели превращаются в условные рефлексы и со временем становятся автоматическими. Однако если мы не осознаем автоматические аспекты подобных моделей поведения, мы начинаем выдумывать самые разные ошибочные объяснения подобных поступков и моделей.

В этой связи мне вспоминается, как однажды я познакомился с одним человеком, который сразу же вызвал у меня антипатию. Поначалу я выдумывал самые разные объяснения, я пытался найти рациональные причины, по которым он мог мне сразу же не понравиться, однако где-то в глубине души я понимал, что на самом деле я не дал ему единого шанса. Я понял, что это будет нечестно по отношению к моему новому знакомому, и спросил самого себя, почему я отнесся к нему с предубеждением. Через некоторое время до меня дошло, что этот человек был похож на одного индивидуума, к которому я испытывал искреннюю антипатию много лет назад. Когда я увидел своего нового знакомого, в моем сознании сработала автоматическая подсознательная ассоциация. Я сразу же заметил, что он очень похож на того неприятного типа. Мы искренне верим в то, что у нас нет никаких предрассудков, и одновременно наша манера поведения сигнализирует об их наличии. Самопознание отчасти представляет собой способность принять возможность того, что наше поведение может быть основано на предубеждениях, на каких-то закрепившихся представлениях об определенных ситуациях или индивидуумах, на определенных ассоциациях, которые могли быть навязаны вам извне и превратились в условные рефлексы. Осознание данного факта станет первым шагом на пути к избавлению от этих предубеждений.

В данной статье я рассмотрел множество различных вопросов и в заключение мне хотелось бы отметить, что показателем отличного психического здоровья и развитой способности к социальному взаимодействию далеко не всегда является привычка постоянно анализировать собственное поведение и собственную мотивацию. Самый точный сигнал, говорящий о том, что человеку больше не нужна терапия, на самом деле заключается в уменьшении стремления говорить исключительно о своих собственных эмоциональных подъемах и спадах, или даже о своей собственной жизни в целом.

Аналитический паралич, который может стать следствием чрезмерного внимания к собственным переживаниям и пристального их изучения, на самом деле не является лучшим способом самопознания.


Итак, давайте подведем итоги: для того чтобы лучше понять самого себя, нам необходимо постоянно помнить о том, что у нас нет немедленного осознанного доступа к своей истинной мотивации, и на самом деле мы с легкостью начинаем выдумывать лестные для нас объяснения и оправдания для наших поступков, а также искать возможные причины их совершения. Мы придумываем оправдания, соответствующие ранее сформировавшейся модели заниженной или завышенной самооценки, которая не совсем точно отражает истинное положение вещей. Нам нужно постоянно помнить о том, что мы можем выдать автоматическую реакцию на какого-то нового человека или какую-то новую ситуацию на основании ее или его сходства с какой-то ситуацией или каким-то человеком из нашего прошлого. Нам необходимо пересмотреть свою привычку делать поспешные выводы о наших поступках, нашей мотивации и наших реакциях. Нам нужно завести привычку наблюдать за самим собой с максимально возможным спокойствием и объективностью, и при этом нам следует больше концентрироваться на том, что мы делаем, а не на том, что мы говорим самим себе и другим людям.

С вами был Николай Никитенко из психологического центра "Мастерская Души и тела"


Автор статьи

Николай Никитенко
Лечение гипнозом

Никитенко Николай Игоревич

Рейтинг: -

Психолог-гипнолог

Москва

Я, Николай Игоревич Никитенко, психолог, гипнолог. Обучался психологии в Институте Психоанализа, мастерству гипноза - у М. Гинзбурга, Ж. Беккио и американских коллег. Из всех существующих школ гипноза…


Читайте еще по теме

Мы работаем с 9:00 до 21:00 по предварительной записи.

Контактная информация

г. Москва, м. Павелецкая - Озерковская набережная, дом 50, стр.1
в здании "Центрального совета по туризму и отдыху"
(рядом с гостиницей "Озерковская")
3 этаж, офис 302
Записаться на прием Вы можете по телефону: +7 (495) 723-21-30