Как работают убеждения

Сегодня мы с вами выясним, почему люди начинают верить в определенные вещи, какими способами можно добиться этого эффекта, как работает так называемое "промывание мозгов", а также мы поговорим о развитии умения отличать убеждения, основанные на эмоциональных условных рефлексах и ассоциациях, от знаний, основанных на реальном опыте и переживаниях.

Когда Вы поймете механизм функционирования системы убеждений, Вы сможете развить в себе ключевой навык, необходимый для понимания поведения окружающих вас людей, и, конечно же, лучше узнаете самого себя.


С помощью гипноза можно трансформировать манеру восприятия того или иного индивидуума, и, как следствие, изменить его убеждения

Освоив искусство гипноза, Вы сможете получить фундаментальные знания о сути различных убеждений. Например, в состоянии гипнотического транса субъект может увидеть вещи, которых нет с ним рядом в действительности, или, напротив, он может перестать замечать какие-то аспекты окружающей реальности. И здесь речь идет не только о способности видеть или не видеть что-то.

Если Вы получите гипнотическое внушение о том, что луковица на самом деле является яблоком, Вы будете воспринимать ее как яблоко. Впоследствии Вы можете съесть эту луковицу и отреагировать на нее так, как будто она действительно является яблоком. Дело в том, в процессе подобных гипнотических переживаний субъект действительно верит в реальность своих ощущений, то есть сила его убежденности не имеет ничего общего с объективной реальностью текущей ситуации.

Данный пример позволяет гипнотизеру, - а также, я надеюсь, и субъекту гипноза, - сделать вывод о том, что наши убеждения могут и не иметь никакой связи с объективной реальностью. Когда Вы спите и видите сны, Вы полностью верите в реальность тех событий, которые Вы переживаете в своем сновидении, однако в какой-то момент Вы просыпаетесь и понимаете, что те ощущения и переживания, в которые Вы верили всего пару секунд назад, на самом деле не имеют ничего общего с реальностью.

Мы считаем, что наши убеждения очень важны для нас, и это правда, но в какой степени мы на самом деле можем доверять им и полагаться на них?

И как можно управлять нашим восприятием для того чтобы изменить эти убеждения?

Как именно мы начинаем верить в какие-то абсурдные вещи?

Что заставляет нас придерживаться каких-то опасных для нас или в корне неверных убеждений?


На самом деле мы лишь недавно осознали, что наши убеждения прекрасно поддаются манипуляции

На протяжении многих веков люди верили в то, что человек по собственной воле выбирает, каким ему быть – хорошим или плохим. Они не думали, что эти убеждения могут быть навязаны нам извне. Только в 1950-х годах британский психолог Уильям Сарджент опубликовал результаты исследования, которые демонстрировали выдающиеся успехи китайцев в деле изменения и перестроения системы убеждений пленного американского военнослужащего во время Корейской войны. После публикации его исследований появился термин "промывание мозгов". Сарджент также продемонстрировал на практике, что человек, исповедующий одну религию, может сменить свои религиозные убеждения, - для этого ему необходимо понимать, как именно работают все убеждения без исключения, независимо от их сути. Сарджент предположил, что наши убеждения в большинстве случаев являются следствием влияния окружающей среды. Они не являются результатом нашего осознанного выбора и желания закрепить те или иные убеждения в своем сознании.

Появившись на свет, мы попадаем в мир, наполненный убеждениями других людей и готовыми догмами, которые поджидают нас повсюду. Окружающие навязывают нам все эти убеждения и закрепляют их в нашем сознании, - причем этот процесс не предполагает нашего осознанного участия. В результате независимо от своих личностных особенностей и полученного образования, человек, родившийся в Средневековой Японии, будет обладать уникальной системой убеждений, в корне отличающейся от системы убеждений жителя викторианской Англии или американца, живущего в 21-ом веке.

Однако когда мы воспринимаем убеждения как неизменные отражения универсальной истины, мы существенно ограничиваем круг доступных нам знаний о самом себе, и также об окружающем нас мире.

В этой статье я хочу рассказать вам о тех убеждениях, которые являются результатом избирательного восприятия, которые основаны на отдельных единичных примерах. Также мы поговорим о создании определенных убеждений с помощью "промывания мозгов" и о тех убеждениях, которыми мы заразились от других людей, - которые также можно назвать "вирусными убеждениями".

Когда я был маленьким мальчиком, у меня был кот по имени Барсик. Однажды мой любимый кот выскочил на улицу и попал под машину. Ужасно расстроенный, я подбежал к месту аварии, и тут я увидел, что глаза моего кота открыты. На тот момент я был уверен в том, что человек или животное с открытыми глазами не может быть мертвым, - значит, Барсик не умер! Когда аборигены Южной Америки впервые увидели испанских конкистадоров на лошадях, они подумали, что видят совершенно новый вид живых существ, - коренные американцы никогда прежде не видели лошадей, и поэтому посчитали, что человек и животное представляет собой единое целое. Когда в 1980-х годах по планете начал распространяться вирус СПИДа, люди верили в то, что его можно подцепить в ходе общения или при физическом контакте с больным человеком. Британским полицейским приказали использовать хирургические перчатки при аресте ВИЧ-инфицированных преступников.


Итак, все приведенные мною примеры представляют собой убеждения, и эти убеждения настолько коварны, что со стороны они кажутся идеальной имитацией истинных знаний

Убеждения дают нам ощущение определенности – когда мы всей душой верим во что-то, сила этой убежденности заставляет нас считать, что это и есть истина. Когда мы пытаемся обосновать какое-то убеждение отдельными, избранными примерами, мы не видим полной картины происходящего и не можем уловить более широкую модель – ведь для этого нам нужно немного подождать, пока ситуация прояснится. Вместо этого мы концентрируемся на единственном аспекте и отталкиваемся от него.

Когда я был маленьким, я видел смерть только в кино, а у актеров, изображающих мертвых людей, глаза всегда закрыты, - именно поэтому я предположил, что мой кот Барсик, лежащий на асфальте с открытыми глазами, просто не может быть мертв! Из-за нехватки знаний и опыта я не смог увидеть полную картину и создал ошибочную связь. Аборигены Южной Америки никогда в своей жизни не видели лошадей и никогда не приручали животных, которых можно было бы использовать как личный транспорт, поэтому в их сознании сформировалось ошибочное представление о том, что завоеватели были вообще каким-то новым, доселе невиданным видом живых существ. И в 1980-х годах широкая общественность воспринимала новую инфекцию как те инфекции, о которых она уже знала, предположив, что эта инфекция похожа, скажем, на чесотку, которая действительно может передаваться через физический контакт с больным человеком.

На данном этапе мы можем сделать один важный вывод: некоторые убеждения могут быть основаны на отдельных выборочных примерах. В каждой из описанных мною ситуаций присутствует более широкая модель. Конечно же, кот может лежать с открытыми глазами и при этом быть мертвым – на самом деле я довольно быстро пришел к этому заключению. В природе существуют такие животные, которые могут перевозить людей, - например, лошади, - ит.д. и т.п.


Итак, наши убеждения могут стать следствием поспешных выводов, обусловленных недостатком информации или неполным пониманием

Первобытный человек, который ничего не знает об аэронавтике, посчитает, что самолет – это гигантская металлическая птица. Мы можем сформировать в сознании ошибочные убеждения, связав новый аспект действительности с каким-то другим, знакомым нам, аспектом, в чем-то похожим на новый. При этом мы руководствуемся своим недостаточным опытом. Однако для признания ошибочности подобных убеждений, сформированных исключительно на основании сходства нового объекта с чем-то знакомым, требуется определенная зрелость.

Если Вы сами обнаружили это новое и уделили некоторое время на выявление новой модели и ее подробное рассмотрение, то Вы имеете право говорить о том, что ваши выводы являются не просто убеждением, а истинным знанием. Через пару десятков лет после смерти Барсика я мог сказать, что я видел достаточно случаев смерти для того чтобы сделать вывод о том, что глаза покойников могут быть как открытыми, так и закрытыми. Это знание заменило убеждение. Тот же самый принцип мы можем применять в процессе формирования убеждений, касающихся других людей. Вы встречаете кого-то впервые, и этот человек кажется вам отстраненным, он постоянно на что-то отвлекается. У вас очень быстро формируется убеждение: отстраненность и привычка постоянно отвлекаться – характерные особенности этого человека. Он просто такой человек! И Вы, скорее всего, продолжаете думать о нем как о представителе того типа людей, которые постоянно отвлекаются.

Большинство людей склонны делать поспешные выводы и выносить поспешные суждения, не дождавшись появления достаточного количества веских доказательств, позволяющих сделать такие выводы. В результате в их сознании закрепляются убеждения, основанные на избирательном восприятии и отсутствии понимания полной картины. Возможно, в тот момент у того человека ужасно болел зуб – и это достаточно веская причина для того чтобы кто угодно почувствовал себя отстраненным и постоянно отвлекался. Однако если Вы не знаете о том, что у этого парня болит зуб, в игру вступает общечеловеческая тенденция концентрироваться на единственном элементе и считать, что он характеризует всю модель в целом. В итоге Вы делаете поспешные – и при этом довольно удобные для вас - выводы.

Данная склонность является частью нашей человеческой натуры и распространяется подобно эндемии. Именно она играет главную, центральную роль в формировании различных убеждений. Если Вы задумаетесь о природе убеждения как такового, а не только о содержании своих убеждений, Вы начнете намного объективнее относиться не только к самому себе, но и к тому окружению, в котором вы находитесь.

А теперь я хочу рассмотреть очень важную роль эмоций в формировании различных убеждений и поддержании их существования. Считается, что наши убеждения связаны не столько с уровнем нашего интеллектуального развития, сколько с нашим эмоциональным состоянием. Успешное и целенаправленное формирование и закрепление специфических убеждений, также известное как "промывание мозгов", подразумевает не спокойную и разумную аргументацию, а пробуждение определенных эмоций. Зачастую мы пытаясь использовать разум и логику уже впоследствии, стараясь таким образом обосновать свои убеждения, сформировавшиеся под влиянием эмоций.

Психологи называют этот процесс рационализацией или поиском оправданий. Нашумевшие и вызывающие широкий резонанс события – начиная от войны в Ираке, заканчивая похоронами принцессы Дианы, - вызывают взрыв эмоций и накал страстей, который и становится тем клеем, который закрепляет определенные убеждения. Я думаю, что Вы прекрасно знаете о том, что на первый взгляд совершенно разумные люди могут поверить в самые странные и невозможные вещи, однако сила их убежденности имеет мало общего с реальностью и истинностью того или иного убеждения. В сознании человека, от природы обладающего выдающимися умственными способностями и развитым интеллектом и не отличающегося эмоциональной стабильностью, могут закрепиться самые странные и немыслимые убеждения, касающиеся его самого и других людей. Именно его эмоциональность делает его уязвимым к восприятию этих убеждений.

Когда мы задаемся вопросом: "Как кто-то вообще может быть настолько тупым, чтобы поверить в это??", мы упускаем из вида именно этот момент. Люди верят во что-то не из-за рациональности того или иного убеждения, а из-за своей эмоциональности. Вы не сможете успокоить их рациональное мышление – если можно так выразиться, - до тех пор, пока Вы не успокоите их эмоции, избавившись от их влияния. Именно поэтому когда мы используем гипнотерапию для лечения, к примеру, депрессии, из-за которой человек буквально давится своими негативными убеждениями, нам необходимо прежде всего успокоить его сознание и тело, и лишь потом внушать ему более широкие и гармоничные идеи. Нам необходимо помочь ему вновь восстановить уместные, так сказать, "нормальные" связи между событиями и ощущениями и трансформировать ту искаженную манеру восприятия, которой он придерживался в прошлом. Для достижения этой цели мы погружаем клиента в состояние полного покоя и умиротворения.

Не так уж и давно люди начали понимать, что невероятная убежденность в чем-то не может быть достаточно веским основанием для того чтобы верить в истинность подобного убеждения. Для того чтобы определить ценность того или иного убеждения, нам необходимо спокойно рассмотреть и исследовать это убеждение, а также найти ему подтверждение – при этом нам следует освободить свое сознание от искажений, порожденных интенсивными эмоциями или недостатком опыта. Не поймите меня превратно: искренние и невероятно сильные убеждения вполне могут иметь под собой прочный фундамент, либо в их основе могут лежать однозначные и неопровержимые доказательства, однако эти убеждения также могут быть основаны на эмоциональных ассоциациях и так называемых эмоциональных условных рефлексах, которые формируются не только у членов различных сект и религиозных конфессий, но и у простых граждан в рамках определенной культуры или сообщества.


Сильная эмоциональная концентрация на каком-то явлении или событии делает нас более внушаемыми и склонными к формированию определенных убеждений

Я думаю, что Вы прекрасно знаете о том, что когда мы испытываем к кому-то бурную страсть, мы способны поверить в самые радужные сказки об этом человеке, мы смотрим на него сквозь розовые очки, однако к тому моменту, когда огонь страсти немного ослабевает, мы понимаем, что некоторые элементы этого светлого образа оказались либо чистой воды преувеличением, либо предположением, не имеющим ничего общего с реальностью. Когда кто-то или что-то кажется нам привлекательным, этот человек или объект воздействует на наши эмоции, а не на нашу логику. Именно интенсивность эмоций и накал страстей формирует определенные убеждения. И здесь мне хотелось бы подчеркнуть еще один важный момент: интенсивные эмоции заразительны – они могут распространяться подобно пожару в степи. Все эти люди верят в это всей душой, они действительно уверены в том, что это правда, значит, это должно быть правдой! Не могут же они все ошибаться?!

Приведу пример: вот показания свидетеля по имени Карл Людек. Он пишет о том, как он впервые услышал речь Адольфа Гитлера: "Гитлер был слегка бледным, у него были каштановые волосы, разделенные пробором и уложенные в одну сторону, у него были неподвижные голубые глаза, он выглядел как настоящий фанатик, и он удерживал внимание аудитории – и мое тоже – с помощью каких-то гипнотических чар, одной лишь только силой своей убежденности!". Да, Гитлер действительно обладал невероятной силой эмоционального убеждения, и он передавал интенсивность своих эмоций окружающим. Они тоже начинали верить в эти идеи, и на их основании формировали определенные убеждения. Сильнейшая вера одного человека в свои убеждения распространилась среди миллионов других людей, точно так же, как одна маленькая искра, попавшая на гриб-трутовик, может вызвать пожар, в котором сгорит весь лес.

В ходе одного из исследований выяснилось, что молодые мужчины и женщины находят друг друга более привлекательными с физической точки зрения, когда они встречаются на открытом навесном мосту через горную речку, расположенном на большой высоте. Они ошибочно принимают интенсивные эмоции и учащенное сердцебиение, вызванное пребыванием на этом мосту, за проявления физического влечения, несмотря на то, что на самом деле они являются реакцией на экстремальную ситуацию.

Если Вы хотите быстро убедить другого человека в чем-то, вам следует вызвать у него интенсивные эмоции, а затем посеять в его сознание семена ваших идей, пока он все еще находится под влиянием этих эмоций. Квалифицированный и искусный гипнотерапевт – такой, как уже покойный доктор Милтон Эриксон, - понимает этот принцип и знает о том, как именно он может вызвать у субъекта интенсивные эмоции, а затем закрепить в его сознании новые идеи. Это можно сделать лишь тогда, когда влияние старых привычных идей ослабнет. Как бы парадоксально это ни звучало, но вам, возможно, придется сначала успокоить человека для того чтобы сделать его более восприимчивым, а затем снова вызвать у него интенсивные эмоции для того чтобы сконцентрировать его внимание на более полезных для него терапевтических идеях.

К сожалению, на сегодняшний день лишь немногие психотерапевты и психологи полностью понимают данный принцип и умеют его использовать.

Итак, интенсивные эмоции, определенная манера восприятия и специфические убеждения подобно эпидемии распространяются не только в отдельных в группах людей, но и в целых сообществах и культурах. Для того чтобы эффективно промывать людям мозги, нам не нужно применять очевидное гипнотическое воздействие, потому что любые интенсивные эмоции являются гипнотическими по своей природе - они сужают область концентрации нашего внимания. Именно поэтому очень важно выяснить происхождение того или иного убеждения. Конечно же, мы можем использовать принципы психотерапии в ходе общения с людьми. При этом очень важно успокоить человека до той стадии, на которой он сможет объективно воспринимать происходящее. Как только мы сделаем это, мы можем выяснить, откуда исходит то или иное деструктивное убеждение, было ли оно присуще этому человеку изначально, или, может быть, оно было навязано ему окружением, либо человек "подцепил" это убеждение от других людей, как вирус простуды.

Например, мы знаем о том, что зачастую от депрессии страдают члены одной семьи. На протяжении многих лет считалось, что такая тенденция говорит о том, что депрессия может передаваться по наследству. Развитие науки и новых технологий позволило ученым исследовать этот вопрос более детально. В итоге они так и не нашли гена, который мог бы отвечать за развитие депрессии.

Доктор Майкл Япко, мировой авторитет в области исследования и лечения депрессии, доказал, что существует точно такая же – если не большая! – вероятность того, что депрессивное отношение к жизни и депрессивная манера мышления, которая передавалась от поколения к поколению, на самом деле является заразной на эмоциональном уровне. Другими словами, когда от депрессии страдают члены одной и той же семьи, кто-то из них изначально развил в себе такое отношение, а затем передал его другим, таким образом поддерживая этот цикл.

Также очень важно помнить о том, что люди – в том числе Вы и я, - очень сильно привязываются к собственным убеждениям. Даже если нашему взору открывается великая истина, которая не совпадает с нашими убеждениями, она может показаться нам неубедительной и даже может встревожить нас.

Результаты исследований говорят о том, что одна треть людей никогда не изменит своих убеждений даже после получения новой информации. Некоторые люди готовы сделать все, что угодно, для того чтобы защитить свои убеждения и оставить их непоколебимыми.

Доктор Роберт Чалдини в своей книге, посвященной влиянию, пишет о том, что для некоторых людей осознание последовательности своего поведения и его соответствия определенным убеждениям, озвученным ими ранее или даже не-озвученным, является более важным, чем возможность выяснить истину. Такие люди боятся того, что окружающие посчитают определенные действия отказом от своих убеждений и попыткой пойти на попятный. Мы можем воочию убедиться в том, что это правда, понаблюдав за действиями некоторых политиков. Убеждения довольно трудно изменить. Люди, обладающие гибкостью мышления, способны обновлять свое восприятие, получив новую информацию, однако многие другие индивидуумы закрепляют в сознании лишь первое впечатление и упорно придерживаются суждений, основанных на поспешных выводах. Может быть, они боятся возможных неудобств, которые им может доставить более внимательное исследование данного вопроса. Некоторые ничем не подтвержденные убеждения вполне подходят для практических целей. Мы верим в то, что завтра солнце снова взойдет, я верю в то, что моя машина будет работать нормально, потому так сказал мне мой механик, и на самом деле это вполне нормально. Однако вам стоит рассматривать как сигналы о возможной опасности такие признаки, как чрезмерно интенсивные эмоции по отношению к какому-то убеждению, либо использование определенных убеждений в качестве оправданий для каких-то деструктивных, откровенно жестоких или совершенно нелогичных поступков. В такие моменты вам лучше сделать шаг назад и постараться увидеть полную картину происходящего, уловить более широкую модель ситуации.


Итак, давайте подведем итоги: во-первых, мы можем сформировать ошибочные убеждения, выборочно используя для их доказательства какие-то единичные примеры – так, как я в 5 лет сформировал свои убеждения о признаках смерти кота. Мы можем ошибочно полагать, что сила того или иного убеждения указывает на его логичность, разумность и достоверность . Убеждения с легкостью укореняются и начинают процветать на почве, состоящей из интенсивных эмоций, - именно поэтому политические и общественные лидеры стараются вызвать сильные эмоции у своих последователей. Таким образом они пытаются выглядеть более привлекательными в глазах аудитории. Убеждения могут быть заразными, и вероятность того, что Вы проглотите то или иное убеждение без предварительного обдумывания и исследования, повышается пропорционально количеству других людей, придерживающихся этого убеждения. С точки зрения решения практических вопросов в повседневной жизни большинство ни на чем не основанных убеждений не обязательно являются проблемой. Также мы говорили о том, что некоторые люди просто не способны признать собственную неправоту. Даже если Вы предъявите такому индивидууму веские доказательства его неправоты или дадите ему новую информацию по данному вопросу, он вряд ли оценит вашу щедрость, потому что последовательность его действий и их соответствие определенным убеждениям, значит для него гораздо больше, чем реальные факты. Также я позволил себе весьма неполиткорректное замечание о том, что подобную манеру поведения мы можем проследить в поступках многих политиков.

С вами был Николай Никитенко из психологического центра "Мастерская Души и тела"


Автор статьи

Николай Никитенко
Лечение гипнозом

Никитенко Николай Игоревич

Рейтинг: -

Психолог-гипнолог

Москва

Я, Николай Игоревич Никитенко, психолог, гипнолог. Обучался психологии в Институте Психоанализа, мастерству гипноза - у М. Гинзбурга, Ж. Беккио и американских коллег. Из всех существующих школ гипноза…


Читайте еще по теме

Мы работаем с 9:00 до 21:00 по предварительной записи.

Контактная информация

г. Москва, м. Павелецкая - Озерковская набережная, дом 50, стр.1
в здании "Центрального совета по туризму и отдыху"
(рядом с гостиницей "Озерковская")
3 этаж, офис 302
Записаться на прием Вы можете по телефону: +7 (495) 723-21-30