неумеренность и жадность в еде, доводящая человека до скотского состояния. В христианстве — один из семи смертных грехов (грех против второй заповеди). Обжорство является одной из форм более широкого порока — сластолюбия.

— познавательный процесс, приводящий к выделению и означиванию относительно устойчивых свойств окружающего мира. Простейшие виды обобщения осуществляются уже на уровне восприятия, проявляясь как константность восприятия. На уровне человеческого мышления обобщение опосредствуется применением общественно выработанных орудий — приемов познавательной деятельности и знаков.

— способность ощущать и воспринимать пахучие вещества, воспринимаемые как запахи. Химические вещества, распространяемые в виде пара, газа, пыли и пр. попадают в полость носа, где взаимодействуют с соответствующими рецепторами. Минимальная концентрация пахучего вещества, вызывающего обонятельное ощущение, называется абсолютным порогом чувствительности. Кроме хеморецепторов в построении обонятельных ощущений могут играть роль также и другие рецепторы слизистой оболочки полости рта: тактильные, болевые, температурные. Так, некоторые пахучие вещества вызывают только обонятельные ощущения (ванилин, валериана), а другие действуют комплексно (ментол вызывает ощущение холода, хлороформ — сладости). Одновременное действие нескольких пахучих веществ может приводить к их смешению, взаимной нейтрализации, вытеснению одного запаха другим, появлению нового запаха. Последовательная смена запахов, приводящая к увеличению чувствительности к одному запаху после действия другого используется в парфюмерии. Для классификации запахов в настоящее время используются схема, включающая четыре основных запаха: ароматный, кислый, горелый, гнилостный. В зависимости от объективных условий (температура и влажности) и функционального состояния организма (например, суточных колебаний — днем чувствительность меньше, чем утром и вечером) и целеориентированности деятельности интенсивность обоняния, для определения которого обычно используется девятибалльную шкалу, может колебаться в достаточно широких пределах. Обоняние, в частности, существенно усиливается во время беременности. При значительном по времени контакте пахучих веществ со слизистой оболочкой носа происходит адаптация, приводящая к снижению чувствительности. Полная адаптация к одному запаху не исключает чувствительности к другим.

— нейрофизиологическая система, благодаря деятельности которой осуществляется анализ пахучих веществ, попадающих на слизистую оболочку носовой полости. Обонятельный анализатор включает периферический отдел, представленный обонятельными рецепторами, расположенными в слизистой оболочке верхней части носовой перегородки, проводящими нервными путями в виде обонятельного нерва, ведущие к обонятельной луковице, и центральный отдел, включающий обонятельный путь, подкорковые нервные образования в виде сосковидных тел и корковый отдел, который локализован в извилине морского коня.

— защитная реакция организма в виде безусловного рефлекса в ответ на разрушительные воздействия, обычно сопровождается отрицательными эмоциями (страха, гнева). Приспособительные реакции (повышение тонуса скелетных мышц, учащение сердечного и дыхательного ритмов, усиление деятельности желез внутренней секреции и обмена веществ, повышение чувствительности зрительного и слухового анализаторов, снижение деятельности пищеварительного тракта, тактильной, вкусовой и температурной чувствительности), входящие в оборонительный рефлекс, обусловлены активизацией гипоталамуса и ретикулярной формации ствола мозга.

— субъективная представленность предметов окружающего мира, обусловленная как чувственно воспринимаемыми признаками, так и гипотетическими конструктами. Являясь основой для реализации практических действий по овладению окружающего мира, образ также определяется характером этих действий, в процессе которых исходный образ видоизменяется, все более удовлетворяя практическим нуждам.

— результат конструктивной деятельности субъекта, которой не имеет аналогов в реальной действительности.

— отражение в субъективном плане реальных предметов или их свойств, с которыми взаимодействует деятельный субъект.

(автор А.Н. Леонтьев) — методологическая установка, предписывающая исследование когнитивных процессов индивида в контексте его субъективной картины мира, как она складывается у этого индивида на протяжении развития познавательной деятельности. Это — многомерный образ мира, образ реальности.

(греч. obsessio — овладевать, охватывать, лат. computsum — принуждать) — психопатологические состояния с преобладанием навязчивых мыслей (обсессий) и действий (компульсий)

(греч. obsessio — овладевать, охватывать, phobos — страх) — психопатологические состояния с преобладанием навязчивостей и фобий.

(от фр. obsession от лат. obsessio – овладение, осада) — навязчивость, ананказм. Автор Kraft–Ebbing R., 1867.

— способность к овладению нового, в том числе учебного, материала (новых знаний, действий, новых форм деятельности). Обучаемость, основываясь на способностях (в частности, особенности сенсорных и перцептивных процессов, памяти, внимания, мышления и речи), и познавательной активности субъекта, по разному проявляются в разных деятельностях и в разных учебных предметах. Особенное значение для повышения уровня обучаемости имеет формирование на определенных, сензитивных этапах развития, в частности при переходе от дошкольного детства к систематическому обучению в школе, метакогнитивных навыков, к которым относится управление познавательными процессами (планирование и самоконтроль, проявляющиеся, например, в произвольном внимании, произвольной памяти), речевые навыки, способности к пониманию и использованию различных видов знаковых систем (символической, графической, образной).

— форма естественного эксперимента, который характеризуется тем, что изучение тех или иных психических процессов происходит при их целенаправленном формировании. При этом с помощью данного метода выявляется не столько наличное состояние знаний, умений, навыков, сколько особенности их становления. В его рамках испытуемому сначала предлагается самостоятельно овладеть новым действием или новым знанием (напр., сформулировать закономерность), затем, если это не удалось, ему оказывается строго регламентированная и индивидуализированная помощь. Весь этот процесс сопровождается констатирующим экспериментом, благодаря которому удается установить различие начального, „актуального“ уровня и конечного, соответствующего „зоне ближайшего развития“. Обучающий эксперимент используется не только в теоретической психологии, но и для диагностики умственного развития, в частности в патопсихологии. Обучающий эксперимент стал применяться в отечественной психологии в конце 30–х гг.

— интегральный уровень развития специальных способностей, который связан с их развитием, но достаточно от них независим. Данное понятие было впервые сформулировано в середине XIX в. английским психологом Ф. Гальтоном. В настоящее время считается, что существует как общая одаренность, так и частные способности, относительно слабо связанные друг с другом. При факторного анализа выделены „художественная“ и „практическая“ одаренность.

— взаимодействие двух или более субъектов, состоящее в обмене между ними сообщениями, имеющими предметный и эмоциональный аспекты. Общение основано на реализации особой потребности в контакте с другими субъектами, об удовлетворении которой свидетельствует возникновение „радости общения“. Нарушения общения вызывают изменения личности.

— условное обозначение психологических школ, ориентированных на применение объективных методов анализа, основанных на конвенциональных правилах фиксации психических явлений. Противоположна по своим методологических основаниям субъективной, или интроспективной, психологии. В разных направлениях объективной психологии в качестве выделяемых предметов могут фигурировать: поведение (бихевиоризм), реакции (реактология), рефлексы (рефлексология) и пр.

— стратегия анализа психического содержания, максимально ориентированная на другого субъекта (а не самого себя, как в интроспекционизме) и на использование верифицируемых гипотез.

— одна из характеристик внимания, показывающая, какое количество предметов может восприниматься или какое количество действий может совершаться одновременно. Наиболее привычной экспериментальной моделью для исследования объема внимания служит определение объема восприятия, который зависит от времени экспозиции, характера стимульного материала и навыков индивида. В частности, при экспозиции зрительных стимулов, длительностью в 0.1 с. в среднем объем внимания эквивалентен 7±2 предметам. При возможности смыслового обобщения воспринимаемых предметов, объем внимания существенно возрастает.

— максимальное количество элементов, которые могут быть воспроизведены сразу или через несколько секунд после их предъявления без ошибок.

— количество материала, которое доступно к воспроизведению по прошествии некоторого времени после его усвоения.

— нарушение деятельности сознания. Характеризуется резким повышением порога чувствительности для всех внешних воздействий, когда восприятие затруднено, а действия заторможены.

(лат. – obsession) — понятие народной и средневековой медицины, служащее для объяснения причин заболеваний, прежде всего психических, и подразумевающее процесс овладения физическим телом больного злыми духами. Кроме религиозных и идеологических предпосылок в возникновении данного понятия сыграли роль и субъективные переживания больного, для которого болезнь представляется как что–то чуждое и лишающее его власти над своим телом. Хотя любая болезнь могла быть объяснена за счет действия злых духов, но прежде всего психические больные (эпилептики, истерики) характеризовались как „одержимые“, что было обусловлено, наряду с другим, и тем, что мероприятия по „изгнанию“ духов в этих случаях иногда приводили к улучшению состояния больного. Сам же процесс изгнания злых духов („экзорцизм“) с средневековой культуре был достаточно регламентирован и предполагал выполнение экзорцистом ряда условий. Во–первых, экзорцист должен был абсолютно верить в реальность злого духа, во–вторых, дух–помощник экзорциста, от лица которого происходило все действие, должен был занимать в демонической иерархии место более высокое, чем злой дух, в–третьих, перед изгнанием духов экзорцист должен был продолжительное время молиться и поститься. Важно, что все его действия при проведении экзорцизма направлялись не против больного, который, напротив, укреплялся в его решимости освободиться от заболевания, а против мучающего его духа. Другой формой исцеления „одержимого“ было механическое воздействие на тело больного (очень громкий шум, непереносимые запахи, кровопускания, битье и пр.), с тем чтобы телесные страдания заставили злого духа покинуть это тело. Наконец, часто практиковалось предоставление для злого духа нового объекта (прежде всего животных) для вселения. Начиная с эпохи Просвещения понятие „одержимости“ было вытеснено из западноевропейской медицины, но в обыденном сознании и в традиционной медицине соответствующие представления сохранились почти в полном виде.  

отложение жира, увеличение массы тела за счёт жировой ткани. Жировая ткань может отлагаться как в местах физиологических отложений, так и в области молочных желёз, бёдер, живота.

(от лат. oculus – глаз и греч. gravis – тяжелый) — иллюзия зрительно воспринимаемого движения, обусловленная вестибулярным влиянием при ускорении движений наблюдателя в направлении вертикальной оси тела. Окулогравическая иллюзия наблюдается у пилотов во время и после окончания набора высоты или снижения: по окончании набора кажется, что объект движется вниз, а по выходе из пикирования — вверх. Может выражаться в искажении формы, размеров и других пространственных характеристик.

— форма умственной отсталости. Характеризуется тотальностью (недоразвиты оказываются все нервно–психические процессы) и иерархичностью психологического дефекта (в большей степени наблюдаются нарушения подвижности внутренних процессов в интеллектуально–речевой сфере и в меньше степени — в сенсомоторной). Интеллектуальный дефект при олигофрении может иметь различную степень тяжести, в соответствии с которой выделяют три группы: идиотию (IQ не больше 20), имбицильность (IQ = 20–50) и дебильность (IQ = 50–70).

(1897 – 1967) — американский психолог, специалист по психологии личности. Развивал теорию личности на основе понятий Я и самоактуализации, обозначающего стремление личности к достижению чего–то осмысленного и значительного в жизни. Показал, что мотивы, имеющие истоком биологические потребности, при их удовлетворении могут приобретать достаточно независимый от биологической основы характер (принцип функциональной автономии мотивов).

(от лат. alfaceo – обоняю и греч. metron – мера) — измерение остроты обоняния при помощи ольфактометров, из которых наибольшее распространение имеет ольфактометр Цваардемакерта — полый цилиндр с порами, содержащий пахучее вещество, в который вставлена стеклянная трубка с делениями, которая по мере погружения в цилиндр уменьшает распространение вещества через открытое отверстие трубки в нос испытуемому. Единица измерения остроты обоняния (ольфактия) выражается в сантиметрах погружения трубки в цилиндр с пахучим веществом. Другую конструкцию имеет ольфактометр Эльсберга и Леви, в котором подачи воздуха в носовую полость происходит импульсно: с помощью шприца с герметический сосуд с пахучим веществом нагнетается определенное количество воздуха, который в свою очередь вытесняет пары пахучего вещества через трубку, вставляемую в нос испытуемого. Здесь единицей остроты обоняния служит минимальное количество поданного в нос воздуха, выраженное в сантиметрах.

или ревитализация, реювенация (лат. rejuvenatio) — обращение процесса старения организма.

— сексуальное самоудовлетворение, достигаемое за счет раздражения эрогенных зон или психологического возбуждения, когда фантазии на сексуальные темы приводят к переживанию оргазма без каких–либо манипуляций. Половое удовлетворение при онанизме не является полноценным из–за отрыва телесного ощущения от реального общения и эмоциональной связи с другим человеком, что наиболее важно для нормальной взрослой сексуальности. Другим неблагоприятным аспектом онанизма является то, что его, как правило, сопровождают яркие эротические образы, фиксация на которых может привести к снижению ценности реальных переживаний адекватной половой жизни. Получило название по имени библейского героя Онана.


 

(от греч. оneirоs – сновидение + eidоs – вид) — фантастические переживания при психическом заболевании. Характер переживаний зависит от опыта личности, для которой еще до явных проявлений болезни было свойственно погружение в мир фантазии и грез. Данное явление по большей части возникает при маниакально–депрессивном психозе и при шизофрении. В настоящее время это понятие в клинической практике не используется. Автор В. Майер–Гросс (1924 г.).

— расстройство сознания. Характеризуется сочетанием образов реального мира и фантастических представлений. В качестве физиологической основы онейроидного состояния сознания указывают тормозное состояние коры головного мозга, при котором и сильные, и слабые раздражения начинают вызывать одинаковую реакцию или слабые раздражители приводят к более сильной реакции, чем сильные раздражители. Наиболее часто наблюдается при инфекционных, некоторых психических заболеваниях, при глубоко расположенных опухолях мозга.

— теоретический конструкт концепции личности З. Фрейда. Аспекты личности, содержание которых является бессознательным и врожденным, закрепленным в конституции человека. Характеризуется чувственностью, алогичностью, свободой от социальных запретов и ограничений. Признавалось самой низшей подструктурой психического, которая руководствуется принципом удовольствия и находится в конфликте с Я и Сверх–Я.

— развитие индивида на протяжении его жизни.

— структурные изменение, происходящие в восприятии по мере индивидуального развития. Практические действия по преобразованию предметов окружающей среды являются основным фактором, обусловливающим построение адекватных перцептивных действий. При развитии деятельности происходит сокращение внешне практических компонентов, за счет чего перцептивные действия свертываются. У ребенка вырабатывается целостная система оперативных единиц восприятия и сенсорных эталонов, опосредствующих восприятие. Сенсорные эталоны, используемые как чувственные мерки для систематизации свойств окружающей мира и усваиваемые в этом процессе, соответствуют общественно выработанным системам сенсорных качеств (звуковысотная шкала музыкальных звуков, фонемы языка, система геометрических форм).

— форма научения. Характеризуется тем, что подкрепляется то спонтанное поведение, которое признается желательным. Синоним — инструментальное научение, operant conditioning.

— выделение в перцептивном поле единичных предметов. В результате развития деятельности содержание оперативных единиц восприятия меняется. В частности, при изучении телеграфного кода как самостоятельная оперативная единица восприятия сначала воспринимается каждая отдельная точка или тире, а затем все более длинные последовательности (буквы, слова и даже словосочетания). Переход ко все более крупным оперативным единицам восприятия, основанный на смысловом объединении, обобщении и перекодировании элементов информации, дает выигрыш в скорости восприятия.

— подготовка к осуществлению действия при заданных условиях, в соответствии с которыми предустанавливается точность, темп, напряженность, стабильность, продолжительность, способ, стиль предстоящей деятельности. При оперативной настройке происходит подготовка нейродинамических систем организма. При относительно изменчивых условиях осуществления деятельности оперативная настройка становится неэффективной.

— часть поля зрения, практически одномоментно воспринимаемая и опознаваемая человеком. Его величина зависит от многих условий: от установки наблюдателя и задачи восприятия, колебания внимания, от пространственных признаков предмета.

— отражение в сознании человека предмета (или процесса), на который ориентировано действие. Полнота оперативного образа строго определяется необходимостью адекватного осуществления данного конкретного действия, и все избыточные признаки предмета в него не входят. За счет этого достигается его лаконичность и надежность, необходимые для успешного выполнения задачи в обычных или затрудненных условиях.

— количественный показатель, выражающий собой максимальную для данных условий скорость и точность приема и переработки информации человеком–оператором на протяжении определенного времени. При таких характеристиках сигналов по интенсивности, длительности, пространственным параметрам, которые близки к пороговым, скорость и точность различения сигналов минимальны, а утомление — максимально. При увеличении этих характеристик скорость и точность различения возрастают, но до определенного предела, который носит название „переломных точек“, при достижении которого параметры приема информации уже не улучшаются. Величина расхождения характеристик сигналов с пороговыми значениями, при которой скорость и точность различения достигают максимального значения, называется порогом оптимального различения.

— наименьшая величина различия между двумя величинами раздражителя, при которой точность и скорость опознания имеют максимальные значения.


 

— форма неопозитивизма, основанная на представлениях англо американского физика П. Бриджменом. По его представлениям, научные понятия надо определять операционально, через ту или иную систему физических и измерительных операций, которые совершает ученый в процессе исследований предметной области (например, понятие длины представимо через операции измерения длины). Позже инструментальные операции были дополнены умственными, прежде всего вербальными и манипуляциями с символами. Данная методология оказала существенное влияние на зарубежных психологов, особенно имеющих бихевиористскую ориентациею (Э. Толмен, Б. Скиннер).

— структурная единица деятельности человека, соотносимая с задачей и с предметными условиями ее реализации. Операции, при помощи которых человек достигает своих целей, являются результатом овладения общественно выработанными способами действий.

— интериоризованные действия, обратимые и скоординированные в связные структуры, за счет которых возможен процесс мышления. Основным законом развития операторных структур является закон саморегуляции. Ж. Пиаже описал генезис операций при формировании у ребенка понятий движения, скорости, числа, времени и пространства.

— набор характеристик, которые указывают область применения данной методикой. К этим характеристикам относятся следующие:
Заголовок (автор, методика для...).
Тип методики (метод суждений, шкалирования, проективный метод и т.д.).
1. Концепция теста (то, что измеряется).
1.1. Теоретическое обоснование.
1.2. Структура теста (тестовые батареи, субтесты).
1.3. Примеры пунктов.
2. Конструкция теста (предыдущие версии, источник формулировок, пробы).
3. Статистические критерии.
3.1. Объективность (в аспекте проведения, обработки. интерпретации).
3.2. Надежность (стабильность, консистентность, гомогенность, выраженные в соответствующих коэффициентах).
3.3. Валидность (логическая, эмпирическая, средовая и прогностическая, критерии внешней и внутренней валидности, факторный анализ).
3.4. Нормы (характер нормировки, выборки, репрезентативность).
4. Проведение.
4.1. Форма (индивидуальная, групповая, параллельная, короткая).
4.2. Референтная выборка (возраст, пол и т.д.).
4.3. Время проведения.
4.4. Материал (бумага, карандаш и т.д.).
4.5. Инструкция (на словах, на бланке).
4.6. Условиях (квалификация тестолога, тренинг тестирующихся).
5. Обработка и интерпретация.
5.1. Средства обработки (шаблон, компьютер).
5.2. Время обработки.
6. Возможности применения (связь с другими методиками, в каком диагностическом блоке, для каких общих задач).
7. Заключение (+ критика, ограничения метода, перспективы).
8. Литература.

— набор признаков предмета, на основании которого данный предмет относится к определенному классу.

— процесс отнесения воспринимаемого предмета к какому–либо определенному классу, за счет чего происходит построение осмысленного перцептивного образа. В ходе онтогенетического развития перцептивных процессов каталог опознавательных признаков постоянно пополняется новыми, что позволяет классифицировать все большее количество предметов.

— средство диагностики творческих способностей индивида, представляющее собой списки ситуаций, чувств, интересов, форм поведения, которые характерны для творческих людей. Данные опросники могут быть адресованы и самому испытуемому, и его окружению.

— зрительные иллюзии, за счет которых происходит искажение пространственных соотношений признаков воспринимаемых объектов. Считается, что оптико–геометрические иллюзии обусловлены действием механизмов, обеспечивающих константность видимых размеров и форм объектов. Большинство оптико–геометрические иллюзии имеют параллели в осязании.

— лучи света, соответствующие разным цветовым раздражителям, действуют на одни и те же участки сетчатки глаза одновременно или с малым интервалом времени, за счет чего появляется ощущение определенного цвета.

(от лат. оris – рот) — первый этап генетической концепции З. Фрейда. Характеризуется тем, что на этом этапе доминируют эрогенные зоны оболочки рта и губ, которые выступают основным источником положительных переживаний. Проходит в первый год жизни.

(от лат. оris – рот) — теоретический конструкт генетической концепции З. Фрейда. Тип личности, которая характеризуется фиксацией на оральной стадии психосексуального развития. Виды:  
— орально–пассивный тип характеризуется пассивностью, зависимостью, доверчивостью;
— орально–садистический тип характеризуется негативизмом, стремлением эксплуатировать других, саркастичностью.

кульминация сексуального возбуждения, связанная с сильным чувством наслаждения и удовлетворения.

— понятие, синонимичное понятиям „анализатор“, „сенсорная система“. Выделяют пять органов чувств: орган зрения, орган слуха, орган вкуса, орган обоняния, орган осязания. Этот список можно расширить за счет других морфологически и функционально особенных сенсорных систем.

— набор устойчивых характеристик, которые описывают конкретную организацию, существенным образом влияющие на поведение и эмоциональные состояния ее членов. Для описания организационного климата используются следующие параметры:
структура (степень формальной структурированности);
степень риска при принятии решений;
тактика вознаграждений;
возможности продвижения по службе;
отношение руководства к служащим;
отношение служащих к руководству;
эмоциональная атмосфера.
Синонимы — социально–психологический климат, производственный климат.


— ощущения, свидетельствующие о протекании процессов во внутренней среде организма и связанные с органическими потребностями. К органическим ощущения обычно относят чувство голода, жажды, болевые ощущения, и ощущения, связанные с половой активностью. Появление органических ощущений обусловливает удовлетворение соответствующих органических потребностей. Могут носить локальный характер и побуждать к восполнению какого–то конкретного вещества, которого не хватает организму.

— субъективная локализация в системе временных и пространственных координат, которая осуществляется по определенным признакам (температурного, оптического, акустического, электрического характера) с использованием врожденных механизмов. Наиболее филогенетически ранним механизмом ориентации является таксис, на базе которого могут формироваться индивидуально приобретаемые компоненты. Врожденные компоненты ориентировки играют особую роль в миграциях животных, которая осуществляется по наземным или небесным ориентирам, а иногда и по магнитному полю Земли.

— поведение, основанное на обследовании окружающих предметов в целью формирования образа того пространства, в котором должно осуществляться предметное действие.

— комплекс реакций организма в ответ на новизну раздражителя, в который входят: движение головы и глаз в направлении источника раздражения, расширение сосудов мозга при одновременном сужении периферических сосудов, изменение дыхания и электрического сопротивления кожи, возрастание тонуса мышц, повышение физиологической активности коры больших полушарий головного мозга (уменьшения амплитуды альфа–ритма), повышение чувствительности анализаторов и возрастание критической частоты слияния ощущений. При действии нового раздражителя появляются все компоненты ориентировочного рефлекса, образуя т.н. генерализованный ориентировочный рефлекс, который постепенно, после 15–20 предъявлений нового раздражителя, угасает, приобретая форму локального ориентировочного рефлекса. На основании сходства угасания ориентировочного рефлекса с угасанием условного рефлекса И.П. Павлов трактовал оба процесса как результат развития внутреннего торможения.

— поведение животных с использованием предметов для осуществления воздействия на другие предметы. При этом используемое „орудие“ является лишь посредником между организмом и другими предметами окружающей сред, служащим обеспечению организмических потребностей (добывание пищи, обеспечение удобной среды обитания, коммуникации, агрессия).

(автор К. Конрад 1958 г.) — характеристика процесса психопатологической диагностики. Распознавание шизофренического дефекта в результате использования не научной диагностики, а субъективного ощущения, которое возникает у психиатра в общении с пациентом и носит интуитивный и мало формализуемый характер. По анкетным опросам установлено, что большинство психиатров считает, что они могут поставить безошибочный диагноз психического заболевания с первого взгляда.

— количественная мера светового потока, падающий на единицу освещаемой поверхности, выражающаяся в люксах и фотах и измеряемая люксметром.

(1916, Соммервилль, Массачусетс — 1991, Шампейн, Иллинойс) — американский психолог. В 1945 г. защитил докторскую диссертацию по философии в Йельском университете. Заслуженный профессор Иллинойского университета (1949), почетный член Американской психологической ассоциации. Занимался проблемами социальной психологии, психолингвистики. Развивал теорию смысла, в которой смысл понимался как свернутое воспроизведение реального поведения в отношении определенных предметов. На основе этой теории разработал метод семантического дифференциала.

(от греч. symptoma – совпадение, признак. schizo – раскалываю + phren – сердце, душа, ум) — характерные признаки шизофрении, описаны Э. Блейлером в 1911 г. К ним относятся: нарушение ассоциаций, снижение активации (выраженности эмоций), амбивалентность, аутизм, нарушение внимания, воли, личности, шизофреническая „деменция“, изменение в отношениях и поведении. При это речь идет о 4–х „А“ шизофрении — ассоциации, аффекты, аутизм, амбивалентность. Основные симптомы противопоставлены дополнительным, возникновение которых возможно и при других психических заболеваниях.

— выделение того или иного предмета или явления из привычного контекста, чтобы отнестись к нему как к новому, увидеть в нем новые свойства. При учете этого эффекта строил свою концепцию эстетического восприятия Д. Дьюи. Б. Брехт определял данный эффект следующим образом: „вещь... из привычной, известной... превращается в особенную, бросающуюся в глаза, неожиданную. Само собой разумеющееся становится непонятным, но это делается лишь для того, чтобы оно стало более понятным“.

(1886, Денвер – 1963) — американский психолог. Работал в качестве редактора научной литературы. Психологическое образование получил под руководством Л. Термена. Занимался разработкой психологических тестов. Для нужд вооруженных сил создал Тесты альфа и бета.


— невозможность, в силу объективных или объективных факторов, выполнения человеком–оператором своих трудовых функций.


 

— неадекватное формирование психологического опыта, вызванное сенсорными нарушениями (глухота, тугоухость, слепота, слабовидение) или поражениями центральной нервной системы (умственная отсталость, задержки психического развития, двигательные нарушения, нарушения речи) в результате перенесенных ребенком вредных воздействий (родовая травма, тяжелая инфекция). Различают первичные нарушения (снижение слуха, зрения, интеллекта), имеющие органический характер и требующие медицинской коррекции, и вторичные, основанные на первичных, которые носят, как правило, системный , характер и поддаются педагогической коррекции. При первичном нарушении происходит отставание в сроках формирования психических функций и качественные отклонения в развитии. Нарушается развитие всех познавательных процессов (восприятия, наглядного и словесно–логического мышления), процессов общения и формирования самоконтроля, затормаживается процесс смены ведущей деятельности. В частности, предметная деятельность становится ведущей у глухих и слабослышащих детей лишь к 5 годам, у умственно отсталых — вообще к концу дошкольного возраста. У всех аномальных детей наблюдаются дефекты речевого развития. При этом отклонения в психическом развитии могут обусловливаться и незначительными первичными нарушениями. Например, при снижении слуха в диапазоне речи шепотом уже возможны существенные нарушения в речевом развитии. При своевременном воздействии может быть достигнуто полное восстановление или замещение нарушенной вторичной функции, но спонтанная компенсация дефекта, как правило, не происходит.

(от англ. abreaction) — психоаналитическое понятие. Снятие эмоционального напряжения, которое достигается за счет проигрывания — в особо организованных условиях — ситуаций, приведших к негативному эмоциональному переживанию.

— форма психологической защиты. Характеризуется недостаточным осознанием определенных событий, переживаний и ощущений, которые были бы болезненны при их осознании.


 

— построение образов отдельных свойств предметов окружающего мира в процессе непосредственного взаимодействия с ними. В классификациях ощущений используются разные основания. По модальности выделяют зрительные, вкусовые, слуховые, осязательные и другие ощущения. По нервно физиологическому субстрату выделяют экстерорецептивные, проприорецептивные и интерорецептивные ощущения. По генетическому основанию (Г. Хэд,1918) выделяют более древнюю протопатическую и более молодую эпикритическую чувствительность.