— понятие, введеное в научный оборот Р. фон Крафт–Эбингом по имени австрийского писателя Захер–Мазоха, обозначающее половую перверсию, которая характеризуется связью полового удовлетворения с обязательным переживанием физических или моральных страданий. Для возникновения мазохистских переживаний иногда бывает достаточно воображения (мысленное представление себя жертвой унизительных сцен, побоев) или внешних нейтральных действия, в отношении которых окружающие могут не знать об их истинной мотивации. Часто выступает в сочетании с другими перверсиями, например, эксгибиционизмом.

(5.1.1889, Бинген – 15.2.1961, Бирмингем) — немецко–английский психиатр. Получил образование в университетах Гейдельберга, Кельна, Мюнхена (доктор медицины). Работал как приват–доцент в Гейдельбергском университете, с 1929 г. — внештатный профессор, работал в Гейдельбергской психиатрической клинике вместе с К. Ясперсом и Х.В. Грюлем под руководством Ф. Ниссля и К. Вильманнса. Защитил диссертацию на тему „Феноменология ненормального чувства счастья“. Вместе с К. Берингером, Э. Штраусом и В. Ханзеном основал в 1928 журнал „Monatschrift der Nervenarzt“. В 1933 эмигрировал в Англию. Основал там психиатрические исследовательские центры в Бирмингеме в 1955, в Лондоне и Дамфри, Шотландия, в 1959. Считается одним из основателей современной английской психиатрической школы, развивал феноменологический подход к психическим заболеваниям, проводил исследования иллюзий, галлюцинаций, шизофрении, органических психозов и психотерапии.  

(5.02.1867 – 28.11.1933) — немецкий философ и психолог. Профессор университетов Цюриха (с 1900 г.), Тюбингена (с 1901 г.), Геттингена (с 1911 г.), Гейдельберга (с 1918 г.), Берлина (с 1920 г.). Занимался широким кругом вопросов философии, логики, психологии. Передоложил классификацию форм человеческого мышления, в которой особое место отвел аффективному мышлению.
 

(13.09.1866, Нидервенинген, близ Цюриха – 17.03.1950, Балтимор) — американский психиатр. В 1892 г. переехал в США, получил образование по психиатрии и неврологии в Чикаго (1893). С 1902 по 1909 г. — директор Патологического института больницы штата Нью–Йорк. С 1910 г. — профессор психиатрии в университете Дж. Хопкинса в Балтиморе. Сторонник психобиологического направления. Создал концепцию эргазиологии, на основе которой предложил систематику психопатологических расстройств, соответствующих различным эргастическим реакциям.

— движения глаз, совершающиеся с амплитудой более нескольких десятков угловых минут, к которым относят вергентные и версионные движения. Впервые были исследованы Г. Мюллером в первой половине XIX в.

(от греч. markos – большой и opsis – зрение) — субъективно воспринимаемое увеличение размеров удаленных предметов. Возникает при поражении теменно–затылочных отделов зрительного анализатора, но также наблюдается в норме, когда индивид предпринимает усилия к уменьшению аккомодации глаза.

— психопатологический синдром. Характеризуется состояниями повышенного, эйфорического настроения и активности, ускорения мышления, вплоть до скачки идей. При этом возникают нарушения целенаправленной деятельности.

— процесс означивания элементов зрительного поля и приведения их в некое единство. При этом происходит упорядочивание перцептивных действий с помощью определенных сенсорных эталонов. Способность зрительной системы к определенным трансформациям является производной от практической, предметной деятельности. В актуальном восприятии манипулирование образом выступает как замещение действия с реальными объектами.

— проведение групповой психотерапевтической работы при условии непрерывного взаимодействия участников группы (от 12 до 48 ч.). На фоне физического истощения достигается тесный психический контакт, происходит интенсификация темпов взаимодействий и рост спонтанности реакций друг на друга. Автор Дж. Бах.

— феномен социальной психологии, автор — R.E. Park. Нахождение индивида на границе между двумя (или больше) социальными мирами. При этом в полной мере он не принимается ни в один из них. Этот явление сопровождает в частности процесс метисации.

(лат. masculinus – мужской) — комплекс характерологических особенностей, традиционно приписываемых мужчинам. Это — сила, жестокость и пр.

(1908 – 1970) — американский психолог, один из основателей гуманистической психологии. Создал иерархическую модель мотивации, основанную на постулате ее врожденности и универсальности, в которой выделил пять основных „уровней“ потребностей:
1. Физиологические;
2. Потребности в безопасности;
3. Потребности в любви, привязанности и принадлежности к определенной социальной группе;
4. Потребность в уважении и признании;
5. Потребность в самоактуализации, которая представляет собой высший уровень иерархии мотивов.
При этом вводится предположение о том, что потребности более высокого уровня не могут быть удовлетворены, если предварительно не удовлетворены потребностей нижележащих уровней. В силу этого высшего уровня могут достичь не больше одного процента всех людей. Дал описание личностных особенностей самоактуализирующися людей, сред которых особенно выделил независимость, креативность, философское мировосприятие, демократичность в общении, продуктивность. В дальнейшем видоизменил свою модель мотивации на основе идеи о качественном различие двух классов потребностей: потребностей нужды и потребностей развития.

(род. 1917) — отечественный психолог. После службы в Советской Армии получил психологическое образование на отделении психологии философского факультета МГУ. В 1957 г. закончил аспирантуру, в 1960 г. защитил кандидатскую диссертацию. Работал в качестве редактора психологического отдела издательства АПН РСФСР. Затем — с 1963 г. по 1974 г. работал в НИИ общей и педагогической психологии. В 1974 г. защитил докторскую диссертацию, посвященную обоснованию концепции психологической структуры и типологии проблемных ситуаций. С 1974 г. по 1980 г. возглавлял сектор психологии НИИ проблем высшей школы Минпроса СССР. С 1980 г. снова работал в НИИ общей и педагогической психологии. Заведующий лабораторией психологии познавательных процессов в обучении, директор. С 1981 г. главный редактор журнала „Вопросы психологии“. Специалист в области мышления и проблемного обучения. Рассматривал проблемность как фактор психического развития человека, обеспечивающий порождение познавательной мотивации, творческой исследовательской активности, развитие способностей личности. Разработал принципы психологической классификации проблемных ситуаций в процессе обучения. Разработал ряд „диалогических“ лабораторных методик исследования мышления. Приступил к решению проблемы одаренности детей.

(от лат. meditatiо – размышление) — измененное состояние сознания. Может вызываться различными причинами, как внешними (прием наркотиков, нарушение обмена веществ, гипоксия, гипогликемия), так и внутренними (сенсорная депривация, специальными упражнениями). При этом поступление сигналов через телесную организацию индивида блокируется или направленно сужается, и сознание освобождается от мыслей, образов и чувств, которые связаны с внешним миром. Происходит расширение сознания до „космического“.

— раздел психологии, посвященный изучению влияния психических факторов на возникновение, течение болезней, диагностике патологических состояний, психопрофилактике и психокоррекции заболеваний. Принято выделять две основные области приложения медицинской психологии: нервно–психические и соматические заболевания. На основе данных, которые получены в медицинской психологии, могут быть построены продуктивные гипотезы о процессе нормального развития психики.

лечение гипнозом активно применяется при лечении таких недугов, как избыточный вес и ожирение, неврозы всех форм,заикание, депрессии, страхи, отсутствие аппетита, перепады настроения, ощущение одиночества, паники и тревоги. В медицинской практике гипноз применяется для лечения психосоматических заболеваний, таких как язвенная болезнь, гипертоническая болезнь, бронхиальная астма, удушье, повышенное потоотделение, жар или озноб, излишняя сонливость, тошнота и головокружение.

(cross–age teaching) — проведение учебных занятий старшеклассниками. Такая форма работы имеет смысл прежде всего при обучении навыкам поведения в критических ситуациях (обучение навыкам отказа в ситуациях группового давления, выработка умения приобретать друзей, профилактика наркомании и токсикоманий). Близость позиций „учителя“ и учащегося приводит к более полной идентификации.

— функциональная асимметрия полушарий мозга человека и животных, обусловливающая их специализированность: при осуществлении одних психических функций ведущим является левое полушарие, других — правое. Богатый материал для анализа функциональной асимметрии был получен в клинике локальных поражений мозга, в частности показана связь нарушений речи у правшей с поражениями левого полушария. В дальнейшем стали использовать и другие методы, например выключение деятельности одного из полушарий за счет введения амитала натрия в одну из сонных артерий. Было показано, что левое полушарие у правшей играет преимущественную роль в экспрессивной и импрессивной речи, в чтении, письме, вербальной памяти и вербальном мышлении. Правое же полушарие выступает ведущим для неречевого, например, музыкального слуха, зрительно–пространственной ориентации, невербальной памяти, критичности. Также было показано, что левое полушарие в большей степени ориентировано на прогнозирование будущих состояний, а правое — на взаимодействие с опытом и с актуально протекающими событиями. В процессе индивидуального развития выраженность межполушарной асимметрии меняется, при этом в известных пределах существует взаимозаменяемость полушарий головного мозга.

(1888 – 1983) — французский психолог, создатель школы сравнительно- исторической психологии. Автор книги „Психологические функции и произведения“ (1948). Развитие личности трактовал как исторически обусловленный процесс объективации психических функций в продуктах культуры.

(род. 28.02.1900) — швейцарский психолог. Профессор Берлинского университета, издатель журнала „Schweizerische Zeitschrift fur Psychologie“. Специалист в области факторного анализа личностных и интеллектуальных признаков, генетической психолгии.

(1862 – 1915) — немецкий педагог и психолог, основатель экспериментальной педагогики. Учился в университетах Тюбингена, Берлина, Галле, Бонна. В 1893 – 1894 гг. работал ассистентом В. Вундта в Лейпциге. С 1897 г. — профессор философии и психологии в Цюрихе, Кенигсберге, Мюстре, Галле, Лейпциге, Гамбурге. Один из основателей журнала „Архив общей психологии“ (1903) и „Журнала экспериментальной педагогики“ (1905). Основной целью экспериментальной педагогики считал изучение общих закономерностей и индивидуальных особенностей физического и духовного развития ребенка в условиях применения тех или иных дидактических приемов. В качестве методов использовал эксперимент, систематическое наблюдение за детьми и анализ детского творчества. Был сторонником теории развития как функции наследственности и среды.

(17.07.1853, Лемберг – 27.11.1920) — австрийский философ и психолог, ученик Ф. Брентано, главный представитель грацкой школы. Стоял близко к позициям гештальпсихологии. Основал в 1894 г. первую в Австрии лабораторию экспериментальной психологии.

— темперамент в классификации Гиппократа. Человека меланхолического темперамента можно охарактеризовать как, легко ранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее.

(от греч. melas – черный + chole – желчь) — использовалось еще во времена Гиппократа и Галена для обозначения печального (унылого) расположения духа, с чувством поражения без объективных причин, с повышенной мечтательностью, а также часто со страхом, чувством вины, с идеей принуждения. В античной медицине это состояние объяснялось преобладанием в человеческом организме черной желчи. С начала XVIII в. началось уточнение содержания этого понятия. После вычленения ипохондрии и депрессивного состояния при прогрессивном параличе меланхолия стала связываться с манией в рамках циркулярного психоза. У Э. Крепелина это понятие использовалось только для депрессий преклонного возраста. В настоящее время используется как синоним эндогенной депрессии.

(15.01.1905, Ялта – 6.07.1984) — отечественный психолог. Родилась в семье земского врача. Окончила Крымский педагогический институт, с 1927 г. училась в аспирантуре Института народной педагогики при Втором МГУ, под руководством Л.С. Выготского подготовила и защитила кандидатскую диссертацию по проблеме развития арифметических операций у школьников. В 1930 г. была направлена на преподавательскую работу в Свердловск. С 1932 г. работала в Институте психологии в качестве заведующего лабораторией психологии обучения и умственного развития. В 1952 г. за труд „Психология обучения арифметике“ ей была присуждена ученая степень доктора психологических наук. Профессор, член–корреспондент АПН СССР. Специалист по проблемам психологии обучения и формирования мировоззрения.

(1989, Могилев – 1982) — отечественный психолог. Родился в семье учителя. Научная деятельность началась в психологическом отделе Ленинградского института научной педагогики. В дальнейшем работал в Ленинградском педагогическом институте им. А.И. Герцена, Саратовском и Свердловском пединститутах, в Казанском университете. В 1940 г. защитил кандидатскую диссертацию, в 1950 г. — докторскую. С 1954 г. работал в Пермском педагогическом институте, до 1979 г. как заведующий, затем — профессор кафедры психологии. Ученик М.Я. Басова. Начал свою профессиональную деятельность в качестве психофизиолога. Занимался проблемой связи волевого действия и условнорефлекторных механизмов, затем — проблемами дифференциальной психофизиологии. Основное внимание им уделялось нейродинамическим и психодинамическим особенностям индивидуальности человека. Разработал концепцию интегральной индивидуальности, в которой понятие индивидуального стиля деятельности занимает ключевое место, выступая опосредующим звеном между разноуровневыми свойствами личности.

(14.03.1908 – 3.05.1961) — французский философ–феноменолог. Образование получил в Эколь Нормаль. Профессор Лионского университета. В 1952 г. сменил Бергсона в Коллеж де Франс. Выдвинул теорию „досознательного“ смыслообразующего начала, в качестве которого трактовал „телесного субъекта“.



(род. 5.07.1910) — американский социолог. Профессор и руководитель Бюро прикладных социальных исследований Колумбийского университета. В своих исследованиях опирался на структурно–функциональный анализ. Проводил анализ процесса становления современной науки. Обосновал введение понятия „дисфункция“, которым характеризовал возможность отклонений от положения равновесия определенной социальной структуры из–за неравномерности развития ее элементов. Автор „парадигмы Мертона“, в соответствии с которой социальные девиации возникают из–за рассогласования социальных ценностей и возможностей их достижения.

(23.05.1734, Изнанг – 5.03.1815) — австрийский врач, создатель учения животного магнетизма („месмеризм“). Изучал теологию и медицину. В 1776 г. пришел к заключению, что магнитотерапия благоприятно действует на пациента благодаря не самому магниту, а таинственной силе (флюиду), исходящей от магнетизера. По его представлениям, планеты действуют на людей посредством неких магнитных сил, которые можно накапливать и передавать с целью устранения болезней. Оказал существенное влияние на философию роматизма.

— психогенетический метод, позволяющий судить о влиянии генетических и средовых факторов на вариативность изучаемого признака путем установления сходства монозиготных, имеющих идентичный набор генов, близнецов и дизиготных, имеющих в среднем только 50% одинаковых генов. В силу этого признаки, вариативность которых существенно определяется наследственностью, должны быть более схожими у монозиготных, чем у дизиготных, близнецов.

— метод регистрации биоэлектрической активности мозга, изменения которой обусловлены внешним воздействием и фиксируются в относительной временной близости с этим воздействием. В частности могут исследоваться ритмические колебания биопотенциала в ответ на навязываемый ритм внешнего раздражителя. На основании данных, полученных с помощью этого метода, строятся гипотезы относительно восприятия, внимания, интеллекта, функциональной асимметрии мозга и индивидуально психофизиологической дифференциации.

— метод, предназначенный для анализа селективного внимания и функциональной межполушарной асимметрии. Характеризуется одновременным предъявлением различных звуковых стимулов в правое и левое ухо. Использование этого метода позволило показать, что больший объем и точность воспроизведения речевых стимулов у правшей достигается при их предъявлении на правое ухо („эффект правого уха“), а неречевых — на левое („эффект левого уха“).

- заключается в решения задач разной сложности в экспериментально контролируемых условиях. При этом испытуемый может произвольно выбирать уровень сложности следующей решаемой им задачи. В модификации М. Юкнат в качестве тестовых заданий выступают ограниченный набор задач (в частности, лабиринты), ранжированных по сложности.

— метод регистрации биоэлектрической активности кожи как показателя непроизвольной вегетативной активности. Используется для оценки изменения функциональных состояний, ориентировочных и эмоциональных реакций, индивидуальных различий. Для регистрации КГР может осуществляться замер разности кожных потенциалов (метод Тарханова) или изменения кожного сопротивления (метод Фере).


(от лат. lateralis – боковой) — фиксация направления взгляда испытуемого (влево — вправо) при ответе на вопросы. Эта двигательная активность связана с работой полушарий: взгляд влево, при прочих равных условиях, связан с активацией правого полушария, взгляд вправо — левого полушария. Автор М. Кинсбурн.

(от греч. semanticos – обозначающий и лат. differentia – разность) — средство экспресс–диагностики межличностного восприятия. Основан на методе семантического дифференциала Ч. Осгуда. В качестве полярных позиций шкал используются прилагательные, обозначающие личностные качества.

— стратегия анализа кратковременных действий на основе установления характеристик их взаимодействия. Предполагается, что в каждый интервал времени после получения инструкции на выполнения действия за счет включения в работу определенного функционального блока выполняются определенные преобразования входной информации. В исследуемой реальности выделяется некий алфавит, который представлен определенными компонентами, которые обладают качественной и количественной выраженностью. Тот или иной компонент приписывается к определенному месту в структуре управления, и его характеристиками выступают информационная емкость, время хранения и характер преобразования информации, форма трансформируемой информации.

— разработанный В. Вундтом метод определения порога, при котором происходит монотонное пошаговое изменение величины действующего раздражителя до тех пор, пока не находится точка возникновения и точка исчезновения ощущения.

— форма стимулирования творческой активности, автор — А. Осборн. Высказывание идей и предложений по решению поставленной изобретательской или рационализаторской задачи, которое осуществляется в группах из 5–12 чел. При этом действуют следующие правила работы группы: свободное высказывание максимального числа идей, в том числе и вполне фантастических; запрещение критики; одобрение всех оригинальных идей; доработка всех высказанных идей. Для каждого выступления выделяется достаточно короткое время (1–2 мин.) и действует установка делать сообщение так, чтобы мог понять и неспециалист.

— стратегия исследования с фиксацией определенных характеристик процесса без вмешательство в его течение. Может быть ориентирован на регистрацию актов поведения и физиологических процессов. Как правило выступает в качестве предварительного этапа перед планированием и осуществлением экспериментального исследования.

(от греч. tomos – часть + grapho – пишу) — метод исследования мозговой активности in vivo. Осуществляется при помощи введения радиоактивных веществ, имеющий короткий период полураспада (от 2 до 45 мин.). Особенно интересные данные были получены в исследованиях работы мозга при шизофрении, аффективных и обсессивных расстройствах.

(от греч. polos – ось, полюс и фр. profil – очертание) — способ оценивания, разработанный Ч. Осгудом и модифицированный П. Хофштеттером. Характеризуется использованием набора биполярных шкал, где полюса представлены антонимами, в качестве которых чаще всего фигурируют прилагательные (например, быстрый — медленный, сильный — слабый). При помощи этого метода испытуемым могут оцениваться понятия, социальные установки и стереотипы. Но основные выводы делаются в отношении его самого. По сравнению с методом семантического дифференциала данный метод значительно проще, так как здесь не происходит объединения частных оценочных категорий в какие-либо группы посредством факторного анализа.

— психогенетический метод, позволяющий судить о влиянии генетических и средовых факторов на вариативность изучаемого признака путем установления сходства усыновленного ребенка с его биологическими и приемными родителями. Биологические родители имеют в среднем 50% общих с ребенком генов, но живут в другой социальной среде; приемные же родители не имеют с ребенком общих генов, но живут в той же среде.

— форма научения, описанная Э. Торндайком в 1898 г., основанная на закреплении случайно совершенных двигательных и мыслительных актов, за счет которых была решена значимая для животного задача. В следующих пробах время, которое затрачивается животным на решение аналогичных задач в аналогичных условиях, постепенно, хотя и не линейно, уменьшается, до тех пор, пока не приобретает форму мгновенного решения. В дальнейшем более точный анализ поведения методом проб и ошибок показал, что оно не является полностью хаотическим и нецелесообразным, как считал Торндайк, но интегрирует в себе прошлый опыт и новые условия для решения задачи.

— метод регистрации биоэлектрической активности сердечной мышцы, который в психологии используется для анализа вегетативных сдвигов.

(method of repertory grid) — исследовательская методика, основанная на теории личностных конструктов Дж. Келли и предназначенная для анализа личности. Испытуемый оценивает набор объектов, в качестве которых фигурируют прежде всего значимые для него люди, с помощью набора конструктов (оценочных шкал). Как правило, и объекты и наборы конструктов продуцируются им самим. Типичной инструкцией является задача два объекта из трех объединить по какому–то свойству, которое отличает их от третьего объекта, после этого надо прописать использованное для категоризации свойство. За счет дальнейшей факторизации полученных данных строится уникальная структура личностных конструктов индивида.

— стратегия получения эмпирических психологических данных при наблюдении за самим собой. Элементы этого метода лежат в основе любого научного исследования. За счет сопоставление результатов самонаблюдения, представленных в более или менее вербализированном протоколе о текущей индивидуальной жизни, с аналогичным отображением самонаблюдения других людей, происходит постулирование их принципиального родства и согласование с внешними проявлениями.

— метод исследования психического, разработанный в психоанализе. Пациент говорит обо всем, что ему приходит в голову, не обращая внимание на то, насколько это пристойно, обыденно или фантастично.

(от греч. semanticos – обозначающий и лат. differentia – разность) — ассоциативная процедура, предложенная американским психологом Ч. Осгудом в 1952 г. для изучения восприятия, социальных установок и личностных смыслов, массовых коммуникаций и рекламы, представляющая собой шкалирование (по трем–, пяти–, семи уровням интенсивности) тех или иных предметов, в то время как полюса шкал образованы антонимическими позициями, в качестве которых выступают прилагательные, графические изображения и прочее.

(от греч. semanticos обозначающий и лат. radicalis коренной) - объективный метод определения семантических полей, разработанный А.Р. Лурия и О.С. Виноградовой в 1959 г. В основе методики лежит процесс образования и переноса условных рефлексов для определения семантической близости объектов. Например, если при предъявлении какого то ряда понятий сопровождается отрицательным подкреплением (удар электротока), то и другие понятия, семантически тесно связанные с исходными, будут вести к оборонительной реакции, а более далекие к ориентировочной реакции. После фиксации реакций на предъявление понятий происходит построение семантического поля объектов, ассоциированных с исходными, и определение его центра и периферии. Данный метод может быть использован в качестве диагностического критерия для диагностики умственной отсталости, так как в этом случае связи между понятиями стоятся не по содержательным, а по фонетическим признакам.

— психофизический метод определения порогов, впервые разработанный Г. Фехнером. Характеризуется тем, что изменение переменного раздражителя производится самим испытуемым, который имеет цель добиться такой его интенсивности, чтобы он воспринимался неотличимым от постоянного раздражителя, выступающего как эталон.

(автор П. Дюбуа) — форма психотерапии. Основан на стремлении терапевта при помощи обращения к „сократическому методу“ пробудить в пациенте адекватное понимание травмирующей ситуации и его роли в ее провоцировании и выхода из нее. В развернутом диалоге больному объясняется развитие симптомов его невроза, одновременно подчеркиваются его силы и способности решить проблему. Имеет много общего с логотерапией.

— метод регистрации биоэлектрической активности мышц для оценки интенсивности, локализации и временных параметров мышечного движения, например для регистрации скрытых двигательных реакций.

 

— метод регистрации биоэлектрической активности мозга с различных участков поверхности скальпа, служащий для анализа изменения мозговой активности в тех или иных экспериментальных ситуациях. На основании данных о физиологических процессах строятся гипотезы о работе различных психических структур, таких как восприятие, внимание, мышление, память, эмоции, движения, речь и саморегуляция. Кроме того в силу существования стойких индивидуальных особенностей ЭЭГ данный метод может использоваться в дифференциальной психологии и психофизиологии.

— методика, первоначально разработанная Л.С. Выготским и Л.С. Сахаровым для изучения процесса образования понятий. В ней используются два ряда стимулов, из которых первый выполняет функцию объекта, на который направлена деятельность испытуемого, а второй — функцию знаков, с помощью которых эта деятельность организуется. Так в эксперименте Выготского – Сахарова в качестве стимулов–объектов использовались фигуры различных цветов, формы, высоты и размеров, а в качестве стимулов–средств — слова, написанные на обратной стороне каждой из фигур, являющиеся экспериментальными понятиями. Испытуемый должен был сформулировать понятие, постепенно раскрывая его признаки на основании отбора фигур, которые, по его мнению, выступали носителями данного понятия. При этом оказывалось возможным исследовать, как испытуемый применяет знаки для управления своими мыслительными процессами и как в зависимости от способа употребления слова протекает весь процесс образования понятий. В дальнейшем методика получила широкое методологическое осмысление как средство анализа развития и функционирования высших психических функций в целом.

— средство анализа восприятия новорожденными окружающего мира. С его помощью удалось показать, что это восприятие имеет сложный характер: У новорожденного зрительный мир в достаточной мере организован, он различает как форму в целом, так и отдельные ее характеристики, и в его восприятии обнаруживается феномены константности величины и формы, удаленности, объема и т.д. Автор Р. Франц.

— методика исследования памяти человека, в которой после запоминания им списка пар стимулов (бессмысленных слогов, слов, картинок и т.п.) ему дается задание при последующем предъявлении каждого первого члена пары воспроизвести второй член.

— процедура для определения влияния времени хранения информации на продолжительность и качество запоминания при отсутствии возможности повторения. Заключается в том, что после предъявления испытуемому материала, который необходимо запомнить, ему предлагается в течение некоторого времени решать какую–либо задачу, которая препятствует повторению запомненного материала.

— методика, предложенная американским психологом Дж. Сперлингом в 1959 г. для исследования иконической памяти. Характеризуется тем, что испытуемый получает инструкцию воспроизвести лишь часть информации, которая предъявляется на короткое время. Указание на то, какая именно часть должна быть воспроизведена, осуществляется с помощью светового или звукового сигнала, который подается с некоторой задержкой после предъявления материала для запоминания. При помощи данной методики было показано, что иконическая память может хранить очень большой объем информации, но лишь в чрезвычайно малом отрезке времени.

— нейропсихологические методы, разработанные А.Р. Лурия, служащие для диагностики локальных поражений головного мозга по сопутствующим им психических нарушениям. Представляют собой набор тестовых испытаний различных познавательных процессов, произвольных действий и особенностей личности. По анализу истории болезни и предварительной беседе с больным строится предварительная гипотеза о возможной локализации очага поражения. Затем осуществляется собственно нейропсихологическое исследование, в котором анализируется качество сохранных и нарушенных психических процессов. При этом диагностируется состояние отдельных анализаторов (зрительного, слухового, кожно–кинестезического, двигательного) и уровень опосредствования психических процессов с помощью речевой системы. На этом основании делается заключение о локализации очага поражения в коре больших полушарий или в подкорковых структурах.

— система обучающих методик, направленных на формирование внутренних средств управления собственными состояниями. Принято выделять различные типы таких методов: нервно–мышечную релаксацию, аутогенную тренировку, идеомоторную тренировку, имажинативные методы, медитативные методы, самогипноз. Обучение наиболее успешно осуществляется в рамках специально организованных циклов занятий.

— понятие, используемое в психологии для обозначения ситуаций применения количественных показателей для оценки отношения к определенным объектам, в качестве которых могут выступать физические или социальные процессы. Для осуществления процесса субъективного шкалирования существует ряд методов, характеризующихся определенными правилами, по которым числа приписываются тем или иным качествам объектов. В рамках классической психофизики применяются методы средней ошибки, минимальных измерений, постоянных раздражителей. К новым психологическим методам относятся, во–первых, прямые методы, такие как уравнивание интервалов, прямая числовая оценка, парное сравнение, ранжирование, во–вторых, непрямые методы, например, фехнеровский метод шкалирования едва заметных различиях.

— методика, составленная в 1930 г., для диагностики уровня психомоторного развития. Она включает в себя пробы статической и динамической координации, скорости движений, возможности одновременно выполнять несколько движений, силы движений и синкинезии. Может использоваться как один из методов отбора.

— особая форма воображения, локализованная в достаточно отдаленном будущем и объединяющая представления о жизни высокого качества. Часто выступает сильным фактором творческого поиска.

 

неврологическое заболевание, наиболее частым и характерным симптомом которого являются эпизодические или регулярные сильные и мучительные приступы головной боли в одной (редко в обеих) половине головы. При этом отсутствуют серьёзные травмы головы, инсульт, опухоли мозга, а интенсивность и пульсирующий характер болей связывают с сосудистой головной болью, а не с головной болью от напряжения. Головная боль при мигрени не связана с повышением или резким снижением артериального давления, приступом глаукомы или повышением внутричерепного давления.

(27.02.1863, Стаут–Хадли, Массачусетс – 26.04.1931, Чикаго) — американский философ, социолог, социальный психолог. Основывался на работах У. Джемса и Дж. Дьюи. Трактовал объективную реальность как поле деятельности индивида. Под Я понимал инстанцию, детерминированную социальным влиянием, история социальных взаимоотношений становится структурой Я, в которой самоконтроль предстает как интериоризация внешнего социального контроля. Его представления повлияли на формирование интеракционизма.

(1901 – 1978) — американский социолог и этнограф, специалист в области этнопсихологии. Исследовала процессы социализации детей в различных культурах.

(от греч. misos – отвращение + gyne – женщина) — ненависть по отношению к женщинам. Понятие активно используется в психоаналитической литературе. Первоначально рассматривалась как негативный Эдипов комплекс, а именно, как проявление страха кастрации матерью. В дальнейшем предпринимались попытки более „аналитического“ толкования мизогинии. Для мужчины она трактовалась как реактивное образование в ответ на нереализуемое желание быть самому женщиной, для женщины — как защита против гомосексуальных тенденций.

— фазы построения зрительного образа объекта, начиная с пространственной и временной локализации предметна восприятия до выделения в нем частных особенностей.

— движения глаз с амплитудой до 20–30 угловых минут во время фиксации взора, не обусловленные задачами распознавания. Среди них выделяют тремор, дрейф и микросаккады, или флики.

(от греч. mikros – малый и opsis – зрение) — субъективно воспринимаемое уменьшение размеров удаленных предметов. Может быть обусловлена поражением теменно–затылочных отделов зрительного анализатора.

 

(род. 1920) — американский психолог. Профессор Гарвардского университета. Занимался экспериментальным изучением речевых коммуникаций.

(1806 – 1873) — английский философ, экономист, представитель ассоциативной психологии. В качестве методологической основы своей „ментальной химии“ выдвигал тезис о несводимости свойств результата ассоциативного объединения к сумме свойств его составных частей. Считал, что процесс ассоциации как реального объединения происходит на уровне мозговых, физиологических процессов, а сознание выступает лишь как эпифеномен.

американский психиатр, специализировавшийся на медицинском гипнозе. Милтон Г. Эриксон получил мировое признание как крупнейший психотерапевт-практик. Его подход к изменённым состояниям сознания лёг в основу целого направления, известного как эриксоновский гипноз и психотерапия, дающая быстрый стратегический результат.

— средство общения глухих с помощью жестов и мимики, имеющих экспрессивный и обозначающий характер. Каждое понятие приписано к определенному жесту, но родовидовые отношения между этими понятиями могут быть другими, чем в нормальной разговорной речи. Например, разные конструкции часов (настенные, карманные, ручные) соотносятся с разными жестами, и наоборот, один и тот же жест может обозначать и предмет, и действие (топор — рубить). Конструкция предложения в мимико–жестовой речи также имеет свою специфику: на первое место ставится предмет, затем — его качество, после объекта указывается действие, которое на него направлено. Мимика часто выступает как семантическая единица высказывания.

— понятие, обозначающее легкие расстройства поведения и обучения без выраженных интеллектуальных нарушений, возникающие в силу недостаточности функций центральной нервной системы, чаще всего резидуально–органической природы.

(от греч. symptoma – совпадение, признак) — симптомы психических нарушений, которые характеризуются пропаданием ранее бывших свойств. Описаны как группа W. Birkmayer (1962 г.). Виды:
— к душевным минус–симптомам были отнесены: потеря решительности, медлительность, недостаток побуждения, недоверие себе, неспособность устанавливать связи;
— к эмоциональным минус–симптомам относятся: торможение, усталость, депрессия, летаргия, апатия;
— к вегетативным минус–симптомам относятся: замедленное сердцебиение, понижение мускульного тонуса, головокружение, слабый голос.

(от греч. mithos – сказание) — теоретический конструкт, служащий для объяснения возникновения шизофренической симптоматики, авторы W.Th. Winkler и H. Hafer (1957 г.). Включение защитных мероприятий в условиях непереносимого чувства вины — „отступление“ Я перед неассимилированным содержанием. Происходит уход сознания от того содержания, которое не может быть ассимилировано из–за несовместимости с принимаемыми ценностями, например, когда в определенной ситуации в сознание проникает очень сильный побудительный импульс, который не соответствует этическим установкам индивида и поэтому вызывает чувство вины. Индивид ощущает себя уже не как автономного деятеля, но как арену для действия чуждых сил. Его переживания теряют Я–качество, т.е. становятся „чужими“, „сделанными“. При этом отстранение от чувства вины происходит за счет идентификации с архетипическими, мифологическими образами. Я индивида как бы погружается в коллективное существование, свободное от вины. По своим механизмам стоит близко к понятию проекции.

— период жизни ребенка между его рождением и достижением годовалого возраста. В младенческом возрасте выделяют три этапа: новорожденность (первый месяц жизни), когда ребенок подготавливается к эмоциональному общению со взрослыми, первое полугодие, во время которого ведущей деятельностью становится ситуативно–личностное общение со взрослым, и второе полугодие жизни, когда ведущей становится предметно–манипулятивная деятельность. Завершение младенчества связано с „кризисом первого года“, свидетельствующим о формировании личности ребенка.


— период жизни ребенка от 6–7 до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах (I – IVклассы) современной школе. Для этого возраста характерно, что в качестве ведущей у ребенка формируется учебная деятельность, в которой происходит усвоение человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. В рамках учебной деятельности возникают два основных психологических новообразования этого возраста — возможность произвольной регуляции психических процессов и построение внутреннего плана действий.

 

— графическая модель, отображающая динамически изменяющуюся функциональную–техническую схему управляемого оператором объекта. Может быть реализована в виде разных типов дисплеев, приборов.

 

(от греч. mnemonikon – искусство запоминания) — система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания. Наиболее распространенным приемом является организация ассоциативного поля вокруг запоминаемых понятий. Например, элементы воспринимаемой информации могут мысленно привязываться к неким константным в своей последовательности системам, например, располагаться в строго определенных местах какого–либо помещения. В качестве мнемонических могут использоваться достаточно формальные мнемотехнические системы, не имеющие логической связи с новой информацией, но наиболее эффективны такие мнемотехнические приемы, которые позволяют увязать эту информацию с уже имеющейся за счет установления строго логических связей.

— склонность ребенка воспринимать события не такими, как они были на самом деле, а такими, как ему хотелось бы. При этом ребенок фантазирует, отождествляя себя с другими людьми, например, с героями сказок. Мнимая лживость часто проявляется у детей 4–5 лет и с возрастом, как правило, проходит.

— общие нарушения памяти, проявляющиеся в неполноценном сохранении следов воздействий различной модальности. Для подобных расстройств характерно затруднение как непроизвольных, так и произвольных запоминания и воспроизведения. Также могут объединяться с нарушениями сознания. Возникают при поражении глубоких неспецифических образований мозга, за счет чего происходит патологическое повышение взаимного торможения следов. В качестве частного случая рассматривают корсаковский синдром, обусловленный алкогольной интоксикацией.

— частные нарушения памяти, проявляющиеся только при сохранении и воспроизведении информации определенной модальности. Возникают при поражении корковых зон анализаторов, когда происходит повышение тормозимости следов памяти за счет интерферирующих воздействий. Выделяют модально–специфические расстройства акустической, слухоречевой, зрительно–пространственной, двигательной памяти.

 

— форма отражения раздражителя в определенной сенсорной системе (зрительной, слуховой, тактильной).

 

— отработка определенных психологических операций, прежде всего в научно–теоретической сфере, на системах, служащих отображением реальных процессов окружающей среды.

 

— построение моделей осуществления тех или иных психологических процессов с целью формальной проверки их работоспособности.

— понятие, предложенное в когнитивной психологии А. Трейсман, используемое для обозначения гипотезы избирательности внимания, в соответствии с которой допускается существование своеобразного перцептивного фильтра между воспринимаемым сигналом и его вербальной обработкой, который настроен только на физические свойства сообщения.

— одна из первых концепций избирательного внимания, предложенная Д. Бродбентом, предполагающая ограниченность пропускной способности канала обработки сенсорной информации, поступающей параллельно по нескольким каналам. На определенном этапе обработки информации тот или иной сигнал оказывается в центре внимания, что и обусловливает его передачу через избирательный фильтр в „канал с ограниченной пропускной способностью“, который находится между этапами обнаружения и распознавания сигналов. За счет этого фильтра происходит перемещение информации из кратковременной памяти в долговременную.

— центральный отдел нервной системы позвоночных животных и человека, образованный нервными и глиальными клетками и их отростками. У позвоночных животных и человека различают головной мозг, помещенный в полости черепа, и спинной, находящийся в позвоночном канале.

(от лат. mоles – масса и англ. behaviour – поведение) — бихевиоризм Дж. Уотсона. Характеризуется тем, что в нем анализировались по возможности минимальные поведенческие акты (в частности, рефлексы).

(9.08.1822, Хертогенбос, Нидерланды – 20.05.1893, Рим) — немецкий философ, физиолог, представитель вульгарного материализма. Сводил философию к естествознанию. Рассматривал человеческое мышление как физиологический механизм. По его мнению, особенности психических процессов напрямую зависят от процессов материальных, в частности, от характера пищи.

(от молярный – малая концентрация и англ. behaviour – поведение) — бихевиоризм Э.Ч. Толмена. Характеризуется тем, что в нем анализировались не самые элементарные поведенческие акты, а достаточно сложные — целостные и целеориентированные.

(4.11.1853, Бобрезово, Россия – 19.10.1930, Цюрих) — швейцарский врач–невропатолог, нейроанатом, нейропсихолог и философ. Испытал влияние вюрцбургской психологической школы. Критик классической теории локализации психологических функций. Проводил плодотворные исследования психологических последствий, возникших из–за поражения различных участков коры головного мозга. Пришел к заключению, что по выпадению тех или иных психологических операций можно судить лишь о зоне поражения, но не о локализации психической функции, в соответствии с этим ввел понятие „асемии", характеризующее то, что нарушения сложных символических функций могут иметь место при самых различных по локализации поражениях мозга. Опираясь на представление об иерархической организации мозга, ввел понятие „диашизиса", которое подразумевает, что всякое органическое поражение, как нервной системы, так и внутренних органов, создает вокруг себя зону функционально–динамических изменений, в силу этого поражение участков, которое не связано с высшими психическими функциями, также может вести к их нарушению, с другой стороны, при нарушении участка мозга, связанного с какой–либо высшей психической функцией, она, через некоторое время, может реализовываться уже другими участками („Die Lokalisation im Grosshirn und der Abbau der Funktionen durch corticale Herde", Wiesbaden, 1914). Как автор этих исследований высоко оценивался А.Р. Лурией, который считал Монакова „одним из наиболее глубоких и осторожных неврологов нашего времени". В последние 15 лет жизни одновременно с проведением дальнейших исследований по анатомии и эволюции мозга, занимался пограничными вопросами медицины и философии. В своих трудах „Gefuhl, Gesittung und Gehirn", 1916, и "Psychiatrie und Biologie", 1919, рассматривал проблему психофизического параллелизма и пришел к заключению о независимости высших психических функций от мозгового субстрата. Обращался при этом к понятию „горме" (греч. — стремление), под которым понимал творческое побуждение, характеризующее уже уровень протоплазмы и служащее первоосновой инстинктов. Это понятие очень близко понятию elan vital А. Бергсона, для которого оно выступало первоосновой эволюции и интеллекта, и интуиции.  

— зрение одним глазом.

— восприятие пространственной удаленности предметов за счет одного глаза. Основан на зависимости величины угловых скоростей объектов только от их удаленности от наблюдателя.

 

(от греч. monos – один, единый и tonos – напряжение, ударение) — функциональное состояние человека, возникающее при однообразной работе. Характеризуется снижением тонуса и восприимчивости, ослаблением сознательного контроля, ухудшением внимания и памяти, стереотипизацией действий, появлением ощущений скуки и потери интереса к работе. Продуктивность деятельности лишь на некоторое время восстанавливается за счет включения особых волевых усилий. В ответ на монотонные условия работы могут развиваться и явления психического пресыщения.

 

(1892 – 1974) — американский психиатр, социальный психолог, автор исследовательского метода социометрии и психотерапевтической методики психодрамы. Исследовал связи субъективного благополучия, переживаемого личностью, с ее социально–психологическим статусом.

— психотерапевтический метод, созданный С. Морита (1874–1938) в 1919 г. на основе положений дзен–буддизма и использующий психологические эффекты сенсорной депривации (Suzuki Y., Ueno H. „Studies on sensory deprivation“, „Tohoky Psychol. Folia“, 1965, 23, p. 63–66). Первоначально этот метод был ориентирован на лечение такого этноспецифического психического заболевания японцев, как „шинкейшицу“ (невротический комплекс с элементами неврастении, ипохондрии, навязчивостей). Основной целью данного метода являлось достижение пациентом не просто хорошего самочувствия, но изменения самого уклада жизни. „Морита–терапия“ осуществлялась в клинике, куда пациент помещался, чтобы исключить возможность привычных занятий и отношений, и проходила несколько этапов. В первую неделю пациент проводил время в изолированной, затемненной комнате, пытаясь самостоятельно решить свои проблемы. Затем он включался сначала в легкую, затем во все более тяжелую трудотерапию, которая длилась месяц–полтора; в это время его проблемы также не обсуждались, но формировалась общая установка, позволяющая пациенту включать в свою личностную структуру как позитивный, так и негативный опыт, а главное — не вытеснять страх, а относиться к нему безучастно. После окончания стационарного курса психотерапия продолжалась в рамках краткосрочных семинаров бывших пациентов. В настоящее время метод используется достаточно широко и получил международное признание.

— нейроанатомическая система, обеспечивающая процессы сохранения и воспроизведения информации.

(от лат. moveo – двигаю) — материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Но для осознания мотива, т.е. для включения данных переживаний в культурно обусловленную категориальную систему, требуется особая работа.

— неготовность к отказу от уже сформированных потребностей и от привычных способов их удовлетворения или к принятию новых мотивов. Может находить проявление в образовании сверхценных идей.

— стремление человека к успехам в различных видах деятельности. В его основе лежат эмоциональные переживания, связанные с социальным принятием тех успехов, которые достигаются индивидом. Для диагностики мотивации достижения очень часто используются проективные стратегии, в частности разработанную Д. Мак–Клелландом и его сотрудниками методику на основе ТАТ, которую в дальнейшем усовершенствовал Г. Хекхаузен.


 

— сфера двигательных функций организма.

— ответ на раздражитель, осуществляемый при помощи мышечных движений.

 

— понятие, введенное Н.А. Бернштейном, выражающее освоение субъектом пространства в процессе реализации движений.

— навязчивое воспроизведение одних и тех же движений или их элементов (написание букв или рисование). Различают „элементарную“ моторную персеверацию, которая проявляется в многократном повторении отдельных элементов движения и возникает при поражении премоторных отделов коры мозга и нижележащих подкорковых структур; и „системную“ моторную персеверацию, которая проявляется в многократном повторении целых программ движений и возникает при поражении префронтальных отделов коры мозга. Выделяют также моторную речевую персеверацию, которая проявляется в виде многократных повторений одного и того же слога или слова в устной речи и при письме и возникает как одно из проявлений эфферентной моторной афазии при поражении нижних отделов премоторной области коры левого полушария (у правшей).

— психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Различают пассивную и активную формы музыкотерапии. При пассивной музыкотерапии пациентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья и ходу лечения. Целью в данном случае является определенное эмоциональное, в том числе эстетическое, переживание, которое должно способствовать отреагированию тех или иных проблем и достижению новых смыслов. В качестве средств, способствующих музыкотерапии, часто используют дополнительные приемы, такие как дыхательные упражнения, аутотренинг, гипноз, живопись или танец. Выбор тех или иных музыкальных произведений может осуществляться на основании разных критериев: в так называемой „американской школе музыкотерапии“ (Illing H.S., Benedict I. „Entwicklung und Stand der amerikanischen Musiktherapie“, in: Teirich H.R. (Hrsg.) „Musik in der Medizin“, Stuttgart, 1958) предлагаются такие отрывки, которые вызывают очень широкий спектр эмоциональных состояний (радость, печаль, сочувствие и т.д.); в „шведской школе“, основанной на глубинном анализе, предъявление музыки специально индивидуализируется для отреагирования определенных скрытых комплексов. При активной музыкотерапии пациенты сами участвуют в исполнении музыкальных произведений (в хоре или музыкальном оркестре), применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, собственное тело (хлопки, постукивания и пр.). Основной целью в данном случае является интеграция индивида в социальные группы, т.к. в музыкальном сотворчестве хорошо отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость, кроме того формируется выдержка и самоконтроль. В психиатрической практике музыкотерапия наиболее эффективна при работе со слабоумными пациентами; метод используют также при реабилитации больных с физическими нарушениями (слепота, глухота), в исправительных учреждениях. Многие элементы, выработанные в музыкотерапии, также используются в практике музыкального образования.  

— координация двигательных действий (ходьба, мимика). При высокой степени стандартизации сохраняют свою ориентацию на достигаемый результат движения.

— процесс моделирования неслучайных отношений окружающего мира на основе аксиоматических положений.

 
 

— биоритм, фиксируемый в области роландовой извилины коры головного мозга, изменения которого связаны только с влиянием кинестезических раздражителей. При выполнении любых движений всегда происходит блокированием мю–ритма. По частоте и амплитуде похож на затылочный альфа–ритм.

(20.07.1850 – 23.12.1934, Геттинген) — немецкий психолог, один из основателей экспериментальной психологии в Германии. Проводил исследования в области психофизики, психологии памяти, визуальных представлений. Исходил из принципа изоморфизма психических и физических явлений. Рассматривал ассоциации как в значительной степени обусловленные реализацией сознательной установки.

 

(1801 – 1858) — немецкий физиолог, автор теории специфических энергий органов чувств.

(1.06.1863, Данциг – 16.12.1916) — немецко–американский психолог, один из основоположников психотехники (ввел сам термин „психотехника“), ученик В. Вундта и У. Джемса. Занимался проблемами управления, профотбора, профессионального обучения. Разработал стратегии исследования трудовых процессов в лабораторных условиях.

 

(13.5.1893, Нью–Йорк – 1988) — американский психолог. Получил биологическое и медицинское образование в Гарвардском (бакалавр, 1915), Колумбийском (магистр, 1919; доктор медицины, 1920) и Кембриджском университетах. Работал преподавателем физиологии в Гарвардском университете и врачом в Пресвитерианском госпитале Нью–Йорка (1920–1922), с 1922 г. по 1926 г. он — ассистент профессора эмбриологии в Рокфеллеровском институте медицинских исследований, одновременно с этим с 1924 г. по 1925 г. работал в биохимической лаборатории Кембриджа, Англия, здесь по биохимическим вопросам защитил докторскую диссертацию (1927), в это время у него появился выраженный интерес к психологии.
С 1926 г. по 1927 г. Мюррей — преподаватель психологии Гарвардского университета, с 1928 г. он — ассистент профессора, с 1937 г. — ассоциативный профессор в Гарвардской психологической клинике. Проходил стажировку по психологии у Ф. Александера и Г. Захса (1935). В 1943 г. покинул Гарвард, чтобы поступить на военную службу, работал в Отделе стратегических служб США над программой разработки ситуационных тестов на стрессоустойчивость, в 1947 г. вновь возвратился обратно в Гарвард, где занял кафедру в Психологической клинике.
Основал в 1949 г. собственную Психологическую клинику „Annex“ при Гарвардском университете. Некоторое время работал по программам ЦРУ. Особое значение для мировой психологии имели разработки Мюррей в области теории и диагностики личности. Его персонология, опирающаяся в большой степени на работы З. Фрейда о ранних детских фиксациях и комплексах и включающая в себя модифицированные понятия „Я“, „Оно“, „Сверх–Я“, нацелена прежде всего на анализ индивидуальных проявлений.
В отличие от З. Фрейда и А. Адлера им было введено большое число базовых потребностей, где наряду с первичными, или витальными, потребностями выделялись вторичные (психогенные), свойственные человеку. В своей книге „Исследование личности“ („Exploration in Personality“, N.Y., 1938 (et al.)), он выделил 36 потребностей и определил соответствующие им побудительные условия ситуации („давление“), а также предложил опросник для выявления индивидуальных различий в мотивах. Перечень потребностей, составленный Мюррей несколько позже, включал в себя такие потребности, как потребности в достижении, уважении, общении, порядке, в привлечении к себе внимания, независимости, защите, содействии, внутреннем анализе, помощи, доминировании, унижении, заботе, изменении, терпении, в индивиде другого пола, агрессии, игре (в дальнейшем на основе этого перечня были созданы опросники „Список личностных предпочтений“ А. Эдварса и „Форма по изучению личности“ Д. Джексона).
Мюррей одним из первых стал рассматривать мотивы как устойчивые личностные диспозиции. Но, вместе с тем, в статье „К классификации взаимодействий“ („Toward a classification of interaction“, in: „Toward a general theory of action“, Cambridge, Mass., 1951), он пришел к заключению, что целенаправленное поведение можно объяснить лишь как результат взаимодействия личностных (потребностное состояние как желаемое целевое состояние) и ситуативных („давление“ как признаки ситуации, на которые можно надеяться или которых следует опасаться) факторов: „давление“ актуализирует соответствующую потребность, а потребность ищет соответствующее ей „давление“; их встреча обозначалась Мюррей как „тема“. Благодаря такому подходу Мюррей оказал влияние на современный интеракционизм.
Провел цикл исследований по определению влияния потребностных состояний на восприятие, в частности, выявил, что дети, недавно пережившие состояние страха, склонны воспринимать людей на фотографиях как более злых, чем они воспринимались раньше (1933). Разработал ряд методик для изучения личностных потребностей, в том числе „Тематический Апперцептивнй Тест“ („Thematic Apperception Test: Manual“, Cambridge, 1943), который был основан на его перечне потребностей и угнетающих обстоятельств, принесший ему всемирную известность.

(10.07.1893 – 4.10.1973) — отечественный психиатр, психотерапевт, психолог. В 1919 г. окончил медицинский факультет Петроградского психоневрологического института. Ученик В.М. Бехтерева и А.Ф. Лазурского. С 1919 г. по 1921 г. работал в лаборатории труда Института мозга. С 1939 г. — директор Ленинградского научно–исследовательского института им. В.М. Бехтерева. Член–корреспондент АПН СССР. Специалист по проблемам психофизиологии и клиники нервно–психических расстройств. Разработал теорию личности на основе ее отношений. Проводил исследования психофизиологических и социально–педагогических аспектов психотерапии.