— термин, обозначающий клиническое состояние, вызванное экстремальными условиями концентрационного лагеря (потеря семьи, лишение свободы и привычного профессионального занятия, жесткая регламентированность поведения, конфликтное общение и пр.). Первые явные признаки этого состояния могут проявиться лишь спустя несколько лет после освобождения из лагеря и сохраняться на протяжении десятилетий. Данное состояние характеризуется чрезмерным возбуждением, сверх тщательностью, в эмоциональной сфере доминируют эмоции страха, печали и стыда, сны носят угрожающий и навязчиво повторяющийся характер, возникают нарушениям в семейной и профессиональной жизни, появляется готовность к самоубийству (Ohm A. Personlichkeitswandel unter Freicheitsentzug, B., 1964).

— французский философ–материалист и врач. Ученик Кондильяка. Участвовал в политическом перевороте 18 брюмера. По его представлениям, мысль вырабатывается мозгом так же, как секрет печенью или поджелудочной железой.

— американский психолог. С 1963 г. — руководитель отделения психологии развития Американской психологической ассоциации. С 1964 г. — профессор психологии Гарвардского университета. Специалист по проблемам психологии развития, мышления, психологической диагностике детей.

— иллюзия, которая характеризуется субъективным восприятием движения при последовательном предъявлении неподвижных стимулов, находящихся в разных точках пространства. Может возникать как в зрительной системе, так и в слуховой или тактильной. На основе использования этой иллюзии был создан кинематограф.

— вид полового извращения, при котором мужчина получает половое наслаждение при демонстрации другим обнаженной партнерши или ее фотографий. Достаточно распространенный мотив в художественном творчестве. Получил название по имени лидийского царя Кандаулеза, который показывал другу свою спящую жену.

— стремление детей, прежде всего дошкольного и младшего школьного возраста, делать что–то вопреки предписаниям взрослых. Часто сопровождается плачем или криком. Благоприятными условиями для возникновения капризов являются переутомление детей, слабость нервной системы, повышенная эмоциональная возбудимость. Капризы могут возникнуть в ответ на слишком потакающие действия взрослых, на их противоречивые требованиях, на чрезмерно строгие меры, которые применяются. Также капризы могут свидетельствовать о фрустрации потребностей ребенка (в любви, внимании, автономии) или об эмоциональной травме.

— сильное эмоциональное потрясение, которое вызвано не реальными событиями жизни, а их символическим отображением, например в произведении искусства. Термин был привнесен в психологию и психоанализ из античной трагедии.

(от греч. кatharsis – очищение) – психотерапевтический метод, в основе которого лежит прослеживание в биографии клиента истерической симптоматики. Катартический метод является основой психоанализа, т.к. с его помощью происходит актуализация прошлых неприятных и травмирующих переживаний, их осмысление и впоследствии собственно катарсис, т.е. очищение духовного мира человека.

— резкое изменение душевного содержания под действием аффектов, автор Г.В. Майер (1912 г.). Восприятие, воспоминания или процесс мышления могут искажаться под действием желаемого или пугающего. При генерализации может наступать нарушение сознания по типу кататимного бреда. По Майеру, как кататимное может быть определено магическое, или пралогическое, мышление представителей традиционного общества, в противоположность каузальному (и соответственно, неаффективному) мышлению современного культурного человека. В норме прорыв кататимного содержания в сознание возможен во время сна. При этом неоднородные образы объединяются не по логическому основанию, а по своей связанности с исходным аффектом, соответственно для содержания сна не имеет значение, насколько оно может быть реально исполнено.

(греч. katathymeo — падать духом, унывать) — видоизменение или искажение психических процессов под влиянием сильных эмоций и аффектов. Антоним голотимии

— психопатологический синдром. Характеризуется возникновением состояния общего возбуждения (двигательное беспокойство, нелепые поступки, бессвязная речь) и следующего за ним ступора („оцепенение“, „восковая гибкость“).

— способность к выделению в перцептивном пространстве определенных областей, имеющих более или менее очерченные и устойчивые границы. При этом четкость данных границ тесно связана с перцептивными задачами, решаемыми индивидом.

— психоаналитическое понятие, обозначающее направленность психической энергии (либидо) на объект и фиксацию на нем. В качестве объекта может выступать реальный предмет, идея, форма поведения.

— западноевропейский психолог. Работал вместе с Э. Рубиным под руководством Э. Гуссерля. Специалист в области теории психологии, сравнительной, генетической, социальной психологии. Занимался проблемами тактильного восприятия. Близко подойдя к гештальтпсихологии, считал, однако, что психология личности не может быть адекватно описана при обращении к понятию гештальта.

— феномен социального взаимодействия, автор — Ф. Хайдер. Интерпретация индивидом причин поведения других людей. Под действием мотивационных факторов существенно отклоняется от логически обоснованных форм. В исследованиях выявлены отдельные закономерности каузальной атрибуции, в частности следующая: если неудачи приписываются внешним событиям, а удачи — внутренним, то это оказывает мотивирующее влияние на деятельность.

— методологическая стратегия, разработанная Л.С. Выготским. Предназначен для выделения „единицы“ психического: в отличие от обычного анализа, разлагающего целое на составные элементы, в которых потеряно качество целостности, в каузально–динамическом анализе рассматривается такой минимальный элемент, в котором еще представлено целое. При таком подходе должны выполняться следующие условия: анализ процесса, а не предмета; раскрытие каузально–динамической связи, а не внешних признаков; анализ процесса развития. На основе этого Л.С. Выготскому удалось показать качественную специфику высшего поведения, которое принципиально отличается от элементарного созданием и употреблением знаков как средства овладения собственным поведением. При анализе мышления и речи им в качестве единицы речевого мышления выделялось значение слов.

— феномены восприятия. Ряд гештальт–качеств:
— качество „сверхсуммативности“ (в целостном предметном восприятии есть признаки, которые отсутствуют в восприятии частей);
— качество „транспозитивности“ (образ целого остается, даже если все части меняются по своему материалу, например, если это — разные тональности одной и той же мелодии, и может теряться, даже если все элементы сохраняются, например, воспроизведение нот мелодии с конца фразы).

— немецкий психолог, один из основателей гештальтпсихологии. В 1910–х гг., проводил исследования на экспериментальной станции на о. Тенерифе (Канарские острова) по проблеме мышления человекообразных обезьян, в результате которых показал, что у человекообразных обезьян, и даже у животных менее развитых, мышление осуществляется не просто путем слепых проб и ошибок, осуществляемых в практическом плане (как считалось в бихевиоризме), а основано на мысленном представлении хода решения задачи. В основе такого решения им усматривался процесс образования в зрительном поле животного целостной структуры, или „хорошего гештальта“. В дальнейшем, в своих теоретических работах сформулировал вывод об образовании гештальтов не только в сознании, но и на уровне физиологии и физики, что позволило ему примкнуть в решении психофизической проблемы к сторонникам концепции антилокализационизма. После эмиграции в 1935 г. в США изучал электрофизиологические основы процесса образования гештальтов.

(род. 1921 Бойсе, Айдахо, США) — американский социальный психолог. В 1948 г. защитил докторскую диссертацию по философии в Массачусетском технологическом институте. С 1961 г. — профессор Калифорнийского университета в Лос–Анджелесе. Специалист по проблемам межличностных взаимоотношений, атрибуции, групповой динамики. В соответствии с его теорией прогнозирование поведения другого человека обусловлено тремя факторами, к которым относятся степень похожести поведения данного человека на поведение других людей (консенсус), вариативность его реагирования на разные стимулы (своеобразие), устойчивость реагирования на один и тот же стимул (консистентность).

— американский психолог, автор теории личностных конструктов. В рамках этой теории, каждый человек рассматривается как некий исследователь, который строит образ окружающего мира при помощи определенных категориальных шкал, или „личностных конструкторов“, свойственных именно ему. На основе этого образа мира происходит выдвижение гипотез о событиях, планирование и реализация тех или иных действий. Для изучения этих конструктов был разработан метод „репертуарных решеток“.

— американский физиолог и психофизиолог. Окончил Гарвардский университет (доктор медицины, 1900), где в дальнейшем работал в качестве профессора физиологии (1906–42). Член национальной академии США, почетный член АН СССР (1942). Проводил исследования нейрогуморальной регуляции функций организма. Предложил теорию эмоций, в которой основная роль признавалась за симпатической нервной системой и гормональной регуляцией (Телесные изменения при боли, голоде, страхе и гневе. 1915). В ней было дано экспериментальное опровержение теории Джемса — Ланге. Было показано, что при эмоциональном возбуждении происходит выброс адреналина, который обеспечивает мобилизацию организма к активным действиям. Разработал теорию гомеостаза организма (1929).

— форма психоза. Понятие использовалось Тацитом в его „Истории“ по отношению к Калигуле и Нерону. Проявляется прежде всего в патологической жестокости. Возникновение обусловлено вседозволенностью и произволом нераздельной власти.

— англо–американский психолог. Получил естественнонаучное образование в Королевском колледже Лондонского университета. В 1929 г. защитил докторскую диссертацию по философии. С 1932 г. по 1937 г. — директор психологической клиники. С 1937 г. работал в США. С 1947 г. директор лаборатории личности и группового анализа в университете Иллинойса. В 1973 г. основал Институт по исследованию основ морали и самореализации в Боулдере, штат Колорадо. Разработал структурную теорию черт личности.

— американский психолог, один из основателей психологического тестирования. Ученик Г. Лотце и В. Вундта. Один из первых специалистов по экспериментальной психологии в Америке. Разработал психофизический метод парных сравнений. Занимался также проблемами времени реакции, ассоциаций, внимания, антиципации.

— афферентные импульсы, которые идут от периферических органов речи в кору головного мозга. Возникают не только при внешней речевой активности, но и при выполнении умственных действий, когда может происходить повышение тонуса речевой мускулатуры и возникновение двигательной импульсации из–за скрытого проговаривания слов. Выполнение трудных или новых задач связано с повышением уровня речевых кинестезий, а при автоматизации умственных операций этот уровень существенно уменьшается. Для изучения речевых кинестезий, как правило, используют электромиограф, регистрирующий двигательную активность с губ, языка, гортани.

— ощущения, дающие информацию о движении и положении собственного тела, возникающие при раздражении проприорецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставах и связках. Импульсы, возникающие в проприорецепторах идут по центростремительным путям через задние корешки спинного мозга в подкорковые ядра (таламус), затем в заднюю часть центральной извилины коры, которая представляет собой корковое ядро двигательного анализатора. При этом часть проприорецепторных импульсов передается в ретикулярную систему ствола мозга и мозжечок. На основе кинестезической чувствительности может происходить формирование межсенсорных связей, например, зрительно–двигательных, определяющих пространственное видение, кожно–кинестезических, играющих очень важную роль в процессах осязания. На основе кинестезических ощущений оказывается возможной компенсация нарушенного зрения y слепых или слуха у глухих, а также речи при афазиях. Это обусловлено тем, что этот вид ощущений, выступающий, по определению И.М. Сеченова, в виде „темного мышечного чувства“, может быть значительно обострен при специальной тренировке, в которой вырабатывается сознательный контроль за движениями по характеристикам их силы, скорости, ритма.

(1894 – 1956) — американский зоолог, основатель современной сексологии. Работал в Индианополисе.


 

— немецкий психолог, основатель научной графологии. Специалист в области характерологии.

— швейцарский психолог, представитель функционализма. С 1908 г. профессор Женевского университета. Один из основателей Педагогического института им. Ж.–Ж.Руссо. Специалист в области сравнительной, детской и профессиональной психологии.

— схема мнемического процесса, включающая три вида долговременной памяти:
1. Процедурную память, в которой хранятся связи между стимулами и реакциями (рефлексы, навыки);
2. Семантическую, хранящую систематизированное знание субъекта о символах, их значениях, о взаимоотношениях между ними, о правилах манипулирования этими символами;
3. Эпизодическую, в которой хранится информация о целостных событиях, имеющих всегда автобиографический характер, и о связях между ними.

— разделение запахов по качественности ощущения, автор — шведский ботаник К. Линней. Выделяется 7 основных запахов: ароматические (красная гвоздика), бальзамические (лилия), амброзиальные (мускус), луковые (чеснок), псиные (валериана), отталкивающие (некоторые насекомые), тошнотворные (падаль).

— разделение всех запахов по качественности ощущения на 9 основных классов: запахи эфирные (ацетон), ароматические (гвоздика), бальзамические (ваниль), амбромускусные (мускус), чесночные (сероводород), пригорелые (бензол), каприловые (сыр), противные (запах клопов), тошнотворные (скатол).

(от лат. classis – разряд + facere – делать и moveo – двигаю) — модель структуры мотивационно–потребностной сферы. Были выделены следующие мотивы: достижения, руководства, порядка, самопредъявления, автономии, общительности, понимания со стороны других, помощи извне, доминантности, зависимости, готовности помочь, ориентации на новое, выдержки, секса, агрессии. На выявление этих мотивов был изначально ориентирован Тематический апперцептивный тест.

(от лат. classis – разряд + facere – делать и moveo – двигаю) — модель структуры мотивационно–потребностной сферы, автор Ж.&nbspl;Нюттен. Было выделено восемь мотивационных категорий: личность субъекта (представление о себе, способности, характер), деятельность, направленная на саму личность (саморазвитие, реализация перспективных планов), деятельность, направленная на ожидаемый результат, социальные контакты, исследовательская деятельность, религиозные мотивы, собственность, игра (развлечения).

— выделение 6 основных запахов (фруктовый, цветочный, смолистый, пряный, гнилостный, горелый), между которыми существуют определенные взаимоотношения (т.н. призма запахов). В дальнейшем выявлена неточность классификации Хеннинга.


— разделение ощущений по критерию принадлежности к анализаторам, ответственным за их возникновение. Так выделяют ощущения зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные, пропроиорецептивные, двигательные.

— теоретический конструкт, объясняющий виды чувствительности. Были выделены два вида чувствительности:
— протопатическая, более примитивная и аффективная, имеющая центр в таламусе,
— эпикритическая, более объективированная и дифференцированная, имеющая корковый центр.


— модель дифференциации ощущений на основе анатомического расположения рецепторов. Было выделено три основных класса ощущений:
1. Экстерорецептивные, возникающие при действии на рецепторы, которые расположены на поверхности тела;
2. Проприорецептивные, или кинестезические, возникающие при действии на рецепторы, расположенные в мышцах, сухожилиях и суставных сумках, и свидетельствующие о движении и относительным положении частей тела;
3. Интерорецептивные, или органические, обусловленные обменными процессами во внутренней среде организма.
При этом экстерорецептивные ощущения подразделяются на дистантные (зрительные, слуховые), контактные (осязательные, вкусовые) и обонятельные, занимающие промежуточное положение между этими подклассами экстерорецепции.

— подразделение памяти по типу запоминаемого материала на двигательную, эмоциональную, образную, вербальную память, представляющие ступени единого генетического ряда.

(от лат. classis – разряд + facere – делать и profiteor – объявляю своим делом) — систематизационная модель, описывающая мир современных профессий по критерию доминирующей психологической функции. Предполагает три переменные для описания конкретной профессии: сфера (сельское хозяйство, горное дело, конструирование, фабричное дело, торговля, финансы, транспорт, офисная работа, управление), профессиональная деятельность (вне дома, социальные профессии, продажа, управление, математические науки, биологические науки, культура, искусство) и образовательный уровень.

— происходит от лат. classis — разряд + facere – делать и profiteor – объявляю своим делом. Автор — Дж.Ф. Кьюдер.
Систематизационная модель, описывающая мир современных профессий по критерию профессиональных интересов. Были выделены следующие группы интересов: на открытом воздухе, механические (технические), вычислительные, научные, основанные на убеждениях, художественные (артистические), литературные (и музыкальные), социальный сервис, канцелярские занятия. Каждая конкретная профессия имела в своей основе одну или несколько групп интересов.

(от лат. classis – разряд + facere – делать и греч. psyche – душа + diagnosis – распознавание) — подразделение психодиагностических методик на основе психологических образований, на выявление которых они ориентированы. Классы:
1. Тесты достижений.
1.1. Тесты развития.
1.2. Тесты интеллекта.
1.3. Общие тесты достижений.
1.4. Школьные тесты.
1.5. Специальные тесты проверки функций и способностей.
2. Личностные метрические тесты.
2.1. Тесты структуры личности.
2.2. Установки и интересы тесты.
2.3. Клинические тесты.
3. Личностные неметрические (проективные) тесты.
3.1. Тесты толкований.
3.2. Вербально–тематические тесты.
3.3. Рисуночные и формосоздающие тесты.

— типология устойчивых динамических свойств деятельности, предложенная в VI в. до н.э. в учении древнегреческого врача Гиппократа. Здесь было постулировано, что в человеческом теле есть четыре основных элемента, пропорция которых определяет течение физических и душевных болезней. Доминирование какого–либо одного элемента проявляется как тип темперамента, носителя которого были обозначены как сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.

— одна из двух основных теорий классической психофизики, характеризующаяся отвержением понятия сенсорного порога (Дж. Ястров, Ф. Урбан). Основным постулатом данной теории выступает предположение, что сенсорный ряд не является дискретным, структурируемым сенсорными порогами, а строится по принципу непрерывности, представляя собой непрерывный ряд различных степеней ясности. Согласно этой теории в каждый момент времени на сенсорную систему действует множество различных факторов, благоприятных или неблагоприятных для осуществления процесса распознавания какого–либо определенного стимула. В этих условиях возникновение ощущения зависит и от интенсивности раздражителя, и от имеющегося в момент действия раздражителя соотношения побочных факторов.

— форма научения, исследованная И.П. Павловым. Характеризуется тем, что вместе со стимулом, закономерно вызывающим определенную реакцию, подается нейтральный стимул. В дальнейшем этот стимул приобретает значение условного раздражителя, автоматически запускающего ту же реакцию. Синоним — Classical conditioning.

— математическая процедура, позволяющая на основе схожести количественных значений нескольких признаков, свойственных каждому объекту (например, испытуемому) какого–либо множества, сгруппировать эти объекты в определенные классы, или кластеры. Осуществляется путем вычисления расстояния между этими объектами прежде всего в терминах евклидовой метрики.

от лат. claustrum - засов + греч. phоbоs - страх. Форма фобий. Страх закрытых помещений

(от фр. ensamble – вместе) — объединение нейронов, специализирующихся на рецепции определенных свойств предметов и явлений окружающего мира. Существуют клеточные ансамбли первого, второго и третьего уровней. В частности, в зрительной коре кошки и обезьяны обнаружены нейроны, реагирующие одни — на линии определенной ориентации, другие — на линии определенного размера, третьи — на углы и т.д.

(от греч. kentrоn — средоточие и theraрeia — лечение) — форма психотерапии. Характеризуется тем, что за счет поведения терапевта достигается обусловливание речевого поведения клиента. Терапевт ориентирован на рефлексию и приятие непосредственных переживаний клиента, это приводит к тому, что клиент все больше и свободнее выражает свои чувства.


раздел психологии (на стыке с психиатрией), изучающий психические явления с точки зрения их взаимосвязи с болезнями. Сфера клинической психологии включает в себя диагностику психического здоровья, организацию и проведение научных исследований для понимания психофизиологических проблем и разработку, проведение и оценку психологической коррекции (психотерапия).

Клиническая психология - дисциплина, которая включает в себя оценку психического здоровья, организацию и проведение научных исследований для понимания психических проблем и разработку, проведение и оценку психологической коррекции и помощи (психотерапия). Психотерапевтические методы клинической психологии: консультирование, индивидуальная психотерапия, семейная психотерапия, семейное консультирование и различные формы поддержки людей, испытывающих проблемы с адаптацией.

Клиническая психология (англ. clinical psychology; от греч. kline — постель, больничная койка) — термин, получивший распространение в западной психологии, в одном из своих значений близкий термину «мед. психология»; обозначает достаточно широкую область прикладной психологии, имеющей дело с диагностикой отклонений в интеллектуальном и личностном развитии, коррекцией дезадаптивных и девиантных форм поведения детей и подростков, психопрофилактикой, психотерапией и социальной реабилитацией пациентов с психопатическими, психосоматическими и пограничными расстройствами.

Исторически представления о предмете и методах К. п. претерпели существенные изменения. Свои истоки она берет в работах психиатров конца XIX — нач. XX вв. (Э. Крепелина, Э. Кречмера, Брейера, З. Фрейда, Ж. Шарко, П. Жане и др.), стремившихся с естественнонаучных позиций понять природу психической патологии, описать ее феноменологию и специфическое отличие от нормы.

Клинический метод складывался, объединяя в себе лучшие традиции классической психиатрии (внимательное, сочувственное наблюдение; интуитивное понимание больного как человека) с новаторскими тенденциями к экспериментированию, открытием уникальных возможностей гипноза как метода проникновения в бессознательное.

Др. источником К. п. можно считать изучение индивидуально-психологических различий Ф. Гальтоном и Дж. Кеттеллом в Англии, А. Бине и Ф. Симоном во Франции, положившее нач. применению тестов при исследовании психически больных. После Второй мировой войны в западной К. п. происходит смещение интереса с тестирования интеллекта на изучение индивидуальных личностных особенностей. Проективные методы завоевывают все большую популярность, представляя компромисс между, с одной стороны, стремлением сциентистски настроенных психиатров ограничить субъективность, произвольность трактовок психоанализа и, с др. стороны, растущей потребностью клинической практики в более тонком, глубоком понимании бессознательных тенденций личности, их психологического смысла, влияния на течение и прогноз болезни.

Проективные методы позволяют также перекинуть мостик между 2 видами клинической практики — диагностикой и психотерапией. С 1960-х гг. благодаря «антипсихиатрическому течению» в К. п. проникают гуманистические идеи, и психот

(30.03.1882, Вена – 22.09.1960, Лондон) — австро–английский психоаналитик. Получила неполное искусствоведческое образование в Вене. В Будапеште познакомилась в Ш. Ференци. С 1921 по 1926 г. проходила обучение у К. Абрахама в Берлине. При поддержке Э. Джонса переехала в Лондон. Там создала собственную школу психоанализа. Занималась проблемами детского психоанализа, при этом делала акцент не на сексуальном аспекте взаимоотношений матери и ребенка, а на социальном и когнитивном. По ее представлениям, инстанция Сверх–Я формируется в два года, причем для этого возраста характерно преобладание агрессивной потребности над сексуальной. Проводила психоанализ детей в форме игровой терапии. После 1930 г. занималась исследованиями взрослых.

Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда–либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.

— субъективная картина, имеющая прежде всего пространственные координаты, в которой локализованы отдельные воспринимаемые предметы. Выделяют карту путь как последовательное представление связей между объектами по определенному маршруту, и карту обозрение как одновременное представление пространственного расположения объектов.

Когнитивная психология — раздел психологии, изучающий когнитивные, т. е. познавательные, процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений. Когнитивные способности в информационных единицах не очень велики и составляют по экспериментальным данным порядка 120 бит/чел.час. Когнитивный процесс подчиняется гносеологическому принципу А. Н. Колмогорова и имеет волновую форму в нелинейных средах.

Когнитивная психология (англ. cognitive psychology) — одно из направлений преимущественно амер. психологии, возникшее в нач. 1960-х гг. как альтернатива бихевиоризму. К. п. реабилитировала понятие психики как предмета научного исследования, рассматривая поведение как опосредствованное познавательными (когнитивными) факторами. Современная К. п. состоит из многих разделов: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и принятие решения, в целом естественный интеллект и отчасти искусственный интеллект. С момента возникновения К. п. ее основным методом был информационный подход, в рамках которого разрабатывались модели микроструктуры восприятия, внимания и кратковременной памяти, протекавшие в основном в миллисекундном диапазоне времени. С расширением предметной области исследований обнаружилась ограниченность информационного подхода, особенно при анализе речевой деятельности, мышления, долговременной памяти и структуры интеллекта. Поэтому когнитивисты начали обращаться к генетической психологии (Ж. Пиаже), культурно-исторической психологии (Л. С. Выготский и др.), деятельностному подходу (А. Н. Леонтьев и др.). С др. стороны, разработанная ими методическая база экспериментальных исследований привлекла внимание многих европейских, в т. ч. рос. ученых, которые адаптировали ее для развития своих традиций.

Основные положения К. п. были сформулированы Беком (Beck А. Т.) независимо от Эллиса (Ellis А.), который в 1950-е гг. разработал метод рационально-эмоциональной психотерапии. Как самостоятельное направление К. п. сформировалась уже позже — в 1960-е гг. К. п. представляет собой развитие поведенческой психотерапии, в которой эмоциональные реакции и психические расстройства рассматриваются как опосредованные когнитивными структурами и актуальными когнитивными процессами, приобретенными в прошлом, иными словами, в которой в качестве промежуточных переменных выступает мысль (когниция).

Подобно рационально-эмоциональной психотерапии, К. п. исходит из того, что восприятие объекта или события опосредуется мышлением и, только осознав это опосредующее звено, можно понять реакцию индивида, прежде всего ее эмоциональные и поведенческие аспекты. Схема взаимодействия окружения и индивида представляется в виде S->O->R (стимул— реакция с промежуточной переменной О, включающей прежде всего когнитивную переработку воспринятого). К. п. исходит из положения, что психологические нарушения, предшествующие этапу нейрофизиологических расстройств, связаны с аберрацией мышления. Под аберрацией мышления Бек понимал нарушения на когнитивной стадии переработки информации (обозначение, селекция, интеграция, интерпретация), которые искажают видение объекта или ситуации. Искаженные когниции являются причиной ложных представлений и самосигналов и, следовательно, неадекватных эмоциональных реакций. Поэтому целью К. п. является исправление неадекватных когниции. При К. п. считается весьма желательным максимальное использование опыта пациента в позитивном решении жизненных задач и генерализации правил их решения на проблемные сферы. Бек сравнивал работу, которую проводит когнитивный психотерапевт, с коррекцией двигательного стереотипа при игре на музыкальном инструменте.

Осознание правил неадекватной обработки информации и замена их правильными — таковы главные задачи К. п. Она наиболее показана людям со способностью к самонаблюдению и анализу своих мыслей. К. п. предполагает взаимное сотрудничество психотерапевта и пациента при отношениях между ними, близких к партнерским. Пациент и психотерапевт должны в самом начале достичь согласия в отношении цели психотерапии (центральной проблемы, подлежащей коррекции), средств ее достижения, возможной продолжительности лечения. Чтобы психотерапия была успешной, пациент должен в общем принять базисное положение К. п. о зависимости эмоций от мышления: «Если мы хотим изменять чувства, надо изменять вызвавшие их идеи». Установление контакта может начаться с принятия психотерапевтом некоторых представлений пациента о болезни с постепенным переводом его на позиции К. п. Слепое следование за психотерапевтом и повышенный скептицизм — два полюса негативног

одно из направлений современного когнитивно-бихевиорального направления в психотерапии, разработанное А. Беком и опирающееся на положение об определяющей роли познавательных процессов (и в первую очередь мышления) в возникновении различного рода психологических проблем и психических отклонений (например, депрессии).

— неготовность к построению новой концептуальной картины окружающего мира при получении дополнительной информации, которая противоречит старой картине мира.

(от лат. cоgnitiо – знание) — форма когнитивного стиля. Индивидуальная степень дифференцированности сознания, которая обусловливает особенности классификации и категоризации различных жизненных событий. Диагностируется при помощи методик, в которых количество оснований для классификации объектов не задается экспериментатором, а определяется самим испытуемым.


— субъективное завершение целостной фигуры, составленной из отдельных фрагментов.

— субъективная репрезентация предмета с набором признаков, который избыточен для построения конкретного действия.

(от лат. cоgnitiо – знание и греч. stylos – букв. стержень для письма) — устойчивые индивидуальные особенности познавательных процессов, предопределяющие использование различных исследовательских стратегий. Неочевидным образом связан с эффективностью решения познавательных задач, так как характеризуется выбором какого–либо одного из возможных и примерно равнозначных путей их решения.

— биоэлектрическая активность, фиксируемая на поверхности кожи, обусловленная деятельностью потовых желез и выступающая компонентом ориентировочного рефлекса, эмоциональных реакций организма, связанных с работой симпатической нервной системы. Может регистрироваться с любого участка кожи, но обычно используются пальцы и кисти рук или подошв ног. Служит для анализа состояний человека, его эмоционально–волевых и интеллектуальных процессов. В структуре КГР могут быть выделены различные составляющие: уровень тонической активности как некое фоновое, относительно длительное состояние, реакция в ответ на раздражители, которая продолжается в течение нескольких секунд, и „спонтанная“ реакции, несвязанная с каким–либо определенным раздражителем. При этом уровень тонической активности выступает как показатель функционального состояния центральной нервной системы: сопротивление кожи повышается при расслабленном состоянии, понижается при активации.

— нарушение деятельности сознания. Характеризуется отсутствием реагирования на воздействия окружающего мира, включая болевые раздражители. При этом зрачки расширенны, а реакция на свет не фиксируется, часто возникают патологические рефлексы.

— использование речи для сообщения другим какой–либо информации или побуждения их к действиям. При передаче сообщения происходит указание на какой–либо предмет, что обозначается как указательная, или индикативная, функция речи, а также высказывание собственных суждений по тому или иному вопросу, что обозначается как предикативная функция, или функция высказывания. Иногда выделяют еще эмоционально–выразительную функцию речи, от которой зависит побудительная сила речи.

— психотерапевтический метод, основанный на оптимизации межчеловеческих коммуникаций. Исходя из положений общей теории систем, разработчики этого метода (Г. Бейтсон, П. Ватцлавик, А. Мандель, С. Кратохвил и др.) выдвинули положение, что причиной личностного конфликта или невротического проявления является не отдельный индивид, а его реальные взаимоотношения (прежде всего в рамках диалогического общения) с другими людьми и с различными социальными группами. Невротический симптом кого–то из членов этой семьи, который может выступать не просто ответом на ненормальные внутрисемейные взаимоотношения, но фактором, стабилизирующим данные взаимоотношения. В силу этого целью коммуникативной психотерапии ставится изменение правил, по которым строится коммуникация в тех или иных социальных группах, для чего используют особые приемы снятия страха и устранения агрессии, улучшения вербальных и невербальных коммуникаций, осознание внутренний и внешних отношений, а в качестве дополнительных используются такие психотерапевтические приемы, как „парадоксальная интенция“, „описание симптома“, „освобождение от тревоги“, „телесный контакт“ и пр.  

(от греч. cоmрensare – возмещать) — теоретический конструкт индивидуальной психологии А. Адлера. Стремление человека устранить из сознания комплекс неполноценности за счет целенаправленного развития физических или психических функций, приводящих к переживанию чувства адекватности.

(от лат. compensatio – возмещение) — восстановление целостной деятельности, нарушенной после выпадения из ее структуры тех или иных функций, происходящее либо на основе сохранных, либо при перестройке частично нарушенных функций. Так, например функция различения звуков, которая страдает при поражении левой височной коры, может быть восстановлена за счет включения в работу речедвигательного и зрительного анализаторов, а компенсация зрительной функции у слепорожденного ребенка обычно происходит за счет развития осязания.

— теоретическое понятие, разработанное в Лейпцигской школе для описания целостности сознания. Комплекс–качество существует на ранних ступенях психического развития как основа для формирования гештальтов и обладает в сравнении с ними относительной диффузностью и эмоциональной насыщенностью. В качестве одного из методов исследования перехода комплекс–качества в гештальт был разработан метод феноменологического самонаблюдения. Является родственным понятию „гештальт–качество“.

(от лат. cоmplexus – сочетание и имени одной из героинь „Декамерона“ Боккаччо, выступающей образцом женской добродетели и неиссякающего терпения) — понятие психоанализа. Неестественная любовь отца к своей дочери. Наиболее часто проявляется в том, что отец сверхопекает свою дочь и относится к ней чрезмерно ревностно под предлогом отеческой заботы. Интерпретируется как сравнительно поздняя форма Эдипова комплекса, в которой отношение отца к дочери имеет отпечаток инцеста.

(от лат. cоmplexus – сочетание и имени библейского персонажа, который считал себя недостойным быть пророком) — сомнения в возможности достижения своей самоактуализации, автор — А. Маслоу. При этом у человека возникает страх успеха, и он снижает уровень притязаний.

(от лат. cоmplexus – сочетание и имени безобразного звонаря из романа В. Гюго „Собор парижской богоматери“) — авторы Masters и Greaves (1962 г.). Синоним — Комплекс Терситеса.

(от лат. cоmplexus – сочетание и имени жены Агамемнона, которая по греческой легенде убила мужа из–за любви к Эгисфу и мстя за дочь, убитую Агамемноном) — понятие психоанализа. Сдерживаемая ненависть женщины к своему супругу и эмоциональная привязанность к кому–либо из родственников.

— теоретическое понятие в индивидуальной психологии А. Адлера, обозначающее энергетический потенциал психической активности, вызванный переживанием каждым человек в раннем детстве ощущения собственной недостаточности. Происходит вытеснение этого чувства в бессознательное и придание ему за счет этого характера постоянной не насыщаемости, а стремление к позитивному переживания чувства компетентности стимулирует различные виды деятельности, в которых возможен реальный или мнимый успех.

— понятие, введенное в 20–х гг. Н.М. Щеловановым, обозначающее различные двигательные реакции младенца первых месяцев жизни на различные воздействия (лицо взрослого, красивые игрушки, приятные звуки), по которым можно судить о переживании им положительных эмоций. К подобным реакциям относят: замирание и зрительное сосредоточение на объекте восприятия, улыбку, издаваемые звуки, двигательное оживление. Кроме выражения эмоций комплекс оживления выступает в функции общения младенца со взрослыми людьми, о чем свидетельствует то, что в зависимости от ситуации младенец может усиливать или затормаживать тот или иной компонент. Формирование комплекса оживления происходит начиная с третьей недели жизни: сначала появляется замирание и сосредоточение при зрительной фиксации предмета или при звуках, затем — улыбка, вокализация и двигательное оживление. В возрасте трех или четырех месяцев происходит видоизменение комплекса оживления в более сложные формы поведения.

от лат. cоmplexus – сочетание и имени сына Агамемнона, который по греческой легенде убил свою мать Клитемнестру, мстя за смерть отца) — понятие психоанализа. Ненависть индивида к своему отцу и желание его смерти. Выступает как частное проявление Эдипова комплекса, которое сопутствуется образованием реакций. Мать является объектом любви, но обращенные на нее желания вытесняются.

(Поликрат – тиран o. Самос, описанный Геродотом) — понятие, введенное в рамках классического психоанализа для объяснения состояния человека, характеризующегося чувством тревоги, которая возрастает по мере того, как он достигает все большие жизненные вершины, и которая обусловлена нежеланием быть замеченным „ревнивой и завистливой судьбой“. Описан Дж. Флюгелем в 1945 г.

(от лат. cоmplexus – сочетание и имени безобразного (горбатого, лысого, косого, болтливого) воина, участвовавшего в Троянской войне со стороны ахейцев) — клиническое нарушение. Навязчивые переживания индивида по поводу того, что из–за того или иного его физического недостатка (ношение очков, искривленные уши, неестественный цвет кожи) он воспринимается всеми как совершенно безобразный. По Х. Шутте (H. Schutte, 1957) представляет собой достаточно обычную юношеская реакция на ситуацию вхождения в новый круг жизнедеятельности. На основе этих переживаний — при невозможности отреагировать накопленный аффективный заряд — возможны эксцессы, в том числе криминального характера.

(от лат. cоmplexus – сочетание и имени сестры Ариадны, по греческой легенде влюбленной в своего пасынка Ипполита) — понятие психоанализа. Неестественная любовь матери к своему сыну.

— понятие, введенное в рамках классического психоанализа для объяснения формирования социальной, или моральной инстанции субъекта (Супер Эго). В этом понятии воспроизводится античный миф об Эдипе, который убивает отца и женится на матери. В соответствии с этим происходит приписывание сыну сексуального влечения к собственной матери, обусловливающего агрессию по отношению к отцу, место которого стремиться занять ребенок. Амбивалентность отношения к отцу (агрессия и стремление к выполнению его роли) инициирует идентификацию, за счет которой происходит усвоение мужской социальной роли и системы моральных инструкций и запретов, свойственных взрослому, что и образует Супер–Эго (сверх–Я).

— понятие классического психоанализа, выступающее женским аналогом Эдипова комплекса. В качестве основы выступает миф об убийстве микенской царевной Электрой своей матери как мести за убийство ею своего мужа и отца Электры.

— понятие, использовавшееся Л.С. Выготским для обозначения стадии в развитии понятий ребенка, находящейся между синкретами и истинными понятиями, характеризующиеся эмпирическими обобщениями на основе воспринимаемых отношения между предметами. Им было выделено пять форм комплексов:
1. В ассоциативном комплексе объединяются разнородные предметы, связанные с образцом по любому признаку;
2. Комплекс–коллекция представляет собой объединение разнородных предметов, имеющих общность по какому–либо одному, обычно практическому признаку;
3. Цепной комплекс образован на основе временного объединения отдельных предметов при наличие у них парных соответствий признаков;
4. Диффузный комплекс формируется на основе одного признака, но часто не имеющего универсальный характер;
5. В псевдопонятиях обобщение имеет единое основание, но существенно зависит от чувственно воспринимаемой картины отношений.

(от лат. compulsare – принуждать) — поведение, не имеющее рациональных целей, а осуществляющееся как бы по принуждению. Воздержание от подобных действий может вызывать состояние тревоги, а их выполнение приносит временное удовлетворение. Совершается помимо воли, на основе непреодолимого влечения. Автор З. Фрейд.

(от лат. cоnvergere – сходиться) — форма мышления. Основано на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи, т.е. когда дана инструкция по последовательности и содержанию элементарных операций по решению этой задачи.  

(от лат. con – сближаюсь, схожусь) — сведение зрительных осей глаз по отношению к центру, при котором точечные световые раздражители, отражаемые от предмета наблюдения, попадают на корреспондирующие места сетчаток в обоих глазах, за счет чего достигается устранение двоения предмета.

(1715 – 1780) — французский философ–просветитель, выдвинувший положение о приобретении человеком в индивидуальном опыте не только содержания сознания, но и самих психических функций, что осуществляется лишь на основе одной способности к ощущению.

— наполнение схематизированной когнитивной картины какого–либо предмета частными признаками, за счет чего оказывается возможным движение от одной схемы к другой, более оптимальной для решения конкретных задач.

— относительная устойчивость воспринимаемых признаков предметов при изменении условий восприятия. Впервые константность восприятия была поставлена в центр экспериментального исследования в 1889 г. Мартиусом, работавшим у В. Вундта. На его основе В. Вундтом было сделано заключение, что наблюдается несоответствия между изображением, проецируемом на сетчатку и изменяющимся при удалении объекта, и относительно постоянным образом восприятия. В дальнейших исследованиях были обнаружены многочисленные факторы, которые могут влиять на эффекты константности восприятия, например фиксированная установка.

(от лат. constitutio – устройство) — система генетически обусловленных морфологических, физиологических и психических особенностей индивида, допускающая отнесение ее к одного из ряда определенных типов. Как было показано прежде всего на клиническом материале (Э. Кречмер, У. Шелдон, Х.Ю. Айзенк), между телосложением, внешним видом и некоторыми психическими свойствами личности выявляются определенные корреляции.

— инженерно–психологическая технология, призванная к оптимизации характеристик сообщения и условий приема информации оператором. Предполагает выполнение ряда условий. Наглядно–опознавательные признаки кодового знака должны служить мнемоникой для отображаемого процесса и иметь изоморфные с ним символические элементы. В соответствии с этим число признаков сигнала должно быть равно числу признаков этого процесса. Наконец, система кодирования должна находить отклик в жизненным опыте оператора.

— психотерапевтический метод, предложенный Э. Шпеером и основанный на его теории психического, в которой он все межчеловеческие отношения выводил из отношений мужчины и женщины (Speer E. „Liebesfahigkeit (Kontaktpsychologie)“, Munch., 1953). В данном методе терапевтическое воздействие направлялось прежде всего на то, чтобы реализовать способность пациента к любви, часто заторможенную из–за неадекватности и поверхностности контактов. Наибольший эффект в применении этого метода был отмечен для пациентов, мучимых переживаниями одиночества, при неврозах и аутизме.  

(от лат. contaminatio – смешение) — ложное воспроизведение информации, характеризующееся объединением в образе или понятии частей, принадлежащих к разным предметам. Для проявления явления контаминации оказывается важным смысловая и фонетическая близость между словами.

— искажение восприятия частных признаков предметов, возникающее при ломке привычного стереотипа и проявляющееся в переоценке признаков, противоположных обычным. Особенно часто проявляются в области температурных и вкусовых ощущений. Так, после холодного теплое воспринимается как горячее; после кислого или соленого переоценивается степень сладкости.

— психоаналитическая процедура, служащая целям психоаналитического образования, в которой на второй год своего обучения будущей психоаналитик работает в качестве стажера (Marcus J.M. „Current in Psychoanalysis“, N.Y., 1971). При этом он самостоятельно проводит психоаналитические сеансы с пациентом и после каждого сеанса обсуждает его ход со своим преподавателем, для чего использует стенографические записи, в которых фиксируется и сам диалог с пациентом, и собственные комментарии к нему. Целью „короткого анализа“ является прежде всего обсуждение некорректных действий стажера, проявлений его контр–переноса и других личностных установок. Также обсуждаются возможности иных психоаналитических толкований, кроме предложенных стажером.  

(от лат. conflictus – столкновение) — противоречивые побуждения невротиков. Фиксируется в ошибках чтения, ошибках при письме, оговорках, неправильном слышании, а также в дискоординации движений, в том числе выразительных. Кроме того, в данных случаях может резко возрастать вероятность несчастных случаев. Автор J. Klaesi.

— понятие, используемое в инженерной психологии, обозначающее систему представлений человека–оператора о целях его деятельности, состоянии предмета управления и способах воздействий.

— предположение, сформулированное в концепции ассоциативной памяти человека (J. Anderson, G. Bower, 1973), о том, что в долговременной памяти хранятся не образные или речевые отображения ситуаций, а некие интерпретации событий, существующие в виде концептов и высказываний, или пропозиций.

(1934) — теоретическая модель генезиса внутренней речи из так называемой эгоцентрической речи, представляющей собой разговор ребенка с самим собой вслух во время игры и других занятий. По мере постепенного обеззвучивания и синтаксического редуцирования эта речь становится все более сокращенной, идиоматической и предикативной, в ней доминирующими становятся глагольные формы. При достижении школьного возраста эгоцентрическая речь окончательно преобразуется во внутреннюю.

— теоретическая модель генезиса внутренней речи, происходящего параллельно с генезисом внешней речи и обусловленного стремлением ребенка к повторению обращенных к нему слов взрослых, которое наблюдается уже в конце первого года жизни и постепенно обеззвучивается.

— предположение о том, что выразительные движений человека являются рудиментами инстинктивных действий живого существа, связанных с борьбой, нападением, защитой потомства и т.п. Но данная концепция не может объяснить всего богатства человеческих выразительные движений (улыбка, сдерживаемые слезы).

– в рамках этой концепции постулируется обусловленность межличностного поведения индивидуальными ориентациями людей. Каждый человек строит свои взаимоотношения с другими на основе трех потребностей: включенности (стремлении возбудить внимание и интерес окружающих), контроле (желании оказывать на других влияние) и любви (потребности в теплых эмоциональных отнрошениях). На основе сочетания выраженности у участников взаимодействия этих потребностей и возможностей проявления их в общении выделяются типы совместимости:
взаимообменная, когда демонстрируемое и желаемое поведение у одного участника взаимодействия те же, что и у другого;
инициаторная, когда один из участников взаимодействия выступает как инициатор, а другой как объект этой инициативы (стремление к доминированию — контролируемость);
реципроктная, когда совпадает демонстрируемое и желаемое (его партнером) поведение каждого участника взаимодействия.

(от лат. mоrale – нравственный) — генетическая теория. В исследованиях Колберга испытуемым давались для оценки сложные в плане морального выбора ситуации (можно ли украсть, чтобы спасти жизнь человека). При этом был выделен ряд уровней и ступеней морального развития.
Преконвенциональный уровень (гедонистический) включает следующие ступени:
0. Моральная оценка находится в самом индивиде (хорошо то, что дает мне что–то).
1. Штрафы и наказания. Ценность человеческой жизни меняется в зависимости от ценности вещей и статуса или других признаков человека. На этой ступени основанием для решения выступают конкретные предписания и запреты, которые не имеют общего характера, а ситуативны и предназначены не для каждого.
2. Инструментальные цели. Человеческая жизнь важна из–за того, что это фактор удовлетворения потребностей других людей.
Конвенциональный уровень (прагматический, ролевого конформизма) включает следующие ступени:
3. Интерперсональные отношения. Ценность жизни человека определяется чувствами связанных с ним людей. Поступки оцениваются в соответствии с тем, нравятся ли они кому–то и помогают ли ему.
4. Право и порядок. Человеческая жизнь является неприкосновенной в силу религиозных и моральных законов. Самое главное — быть в согласии с авторитетом. Долг каждого заключается в том, чтобы поддерживать общий порядок, а не удовлетворять свои потребности.
Постконвенциональный уровень (самодостаточность, автономия морали)
5. Социальный договор. Ценность человеческой жизни определяется вкладом человека в общий прогресс человечества. Особое значение придается общественным мероприятиям, призванным к выработке правильных законов (конституция, выборы и т.д.).
6. Общие этические принципы. Жизнь является особой ценностью, которая определяет движение человечества вперед.
7. Жизнь человека — элемент Космоса. Главной проблемой является не следование предписаниям, а отыскание смысла жизни.

— представления, развивавшиеся в когнитивной психологии, о том, что распознавание стимула осуществляется за счет выделения присущих ему простейших признаков (линий, углов, кривизны), на основании которых строится целостное восприятие стимула.

— генетическая теория. Сьюпер основывался на представлениях Ш. Бюлер о жизненном пути. Им даются описания следующих стадий и этапов профессионального развития, различающихся типичными задачами:
— стадия „пробуждения“, характеризующаяся идентификацией ребенка с окружающими его людьми, включает этапы „фантазии“ (доминирование детских потребностей, в возрасте 4–10 лет), „интересов“ (проигрывание профессиональных ролей в воображении, 11–12 лет), „способностей“ (их проявление и соотнесение с внешними требованиями, 13–14 лет);
— стадия „исследования“, на которой происходит реальное проигрывание разных ролей, включает этапы „эксперимента“ (предварительный профессиональный выбор и его опробование, 15–17 лет), „перехода“ (реализация Я–концепции, 18–21 год) и „пробы“ (овладение составом профессиональной деятельности, 22–24 года);
— стадия „консолидации“, целью которой является нахождение устойчивой профессиональной позиции, включает этапы „пробы“ (самоутверждение в поле деятельности или повторный выбор, 25–30 лет) и „стабилизации“ (направление всех усилий в одно русло, 31–44 года);
— стадия „сохранения“ характеризуется стремлением сохранить статус (45–64 года); стадия „снижения“ представляет собой уход из профессиональной жизни.
В этой схеме задается лишь общая последовательность предъявления человеку задач профессионального развития, но чтобы понять индивидуальную или половую специфику профессионального развития требуется обращение к содержательным механизмам, обеспечивающим принятие человеком тех или иных образцов профессионального пути.

(автор В.В. Рубцов.)– теория, объясняющая психическое развитие ребенка через совместную деятельность. Построена на анализе общей структуры деятельности, выполненного в культурно–исторической школе Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева. Новая психическая функция здесь трактуется как сформированная в рамках кооперации действий участников совместной деятельности. Генезис познавательного действия определяют способы взаимодействия участников совместной деятельности (распределение начальных действий и операций, обмен действиями, а также взаимопонимание, коммуникация, планирование и рефлексия). На материале формирования мышления показано, что:
1. Кооперация и координация предметных действий составляет основу происхождения интеллектуальных структур мышления ребенка, при этом тип распределения деятельности выполняет функцию специфического моделирования содержания интеллектуальной структуры в составе отношений участников деятельности;
2. Основой для выделения и дальнейшего усвоения ребенком содержания интеллектуальной структуры является выполнение им особого действия по замещению предметных преобразований (перераспределение деятельности); выполняя это действие, ребенок обращается к основаниям организации самой совместной деятельности, раскрывает общий для всех участников совместной работы характер того или иного предметного преобразования; при этом необходим рефлексивно содержательный анализ участниками формы строящихся совместных действий и последующее планирование адекватных предметному содержанию объекта новых форм организации совместной деятельности;
3. Форма организации совместного действия является каналом трансляции культуры, т.к. взаимодействием участников совместной ситуациичерез осуществляется опосредствование исторически сложившихся схем познавательных действий.

— генетическая теория, автор — А.В. Сухарев. В основе данной концепции лежит представление о системе этнофункциональных предпочтений человека, т.е. его отношений к этническим признакам в контексте выбираемого им образа этнической самоидентичности. Эти предпочтения организованы в трех областях: климатогеографической, расово–биологической, социокультурной. При этом климатогеографической области придается наиболее существенное значение. На материале полевых и клинических исследований показано, что такого рода отношения, которые присущи отдельному человеку, могут существенно отличаться от образа этнической самоидентичности, который свойственен этнической общности, к которой реально принадлежит данный индивид. При рассогласовании этих отношений и этнической среды жизни индивида зафиксировано усиление признаков его психической дезадаптации. Для решения задач оптимизации индивидуальных этнофункциональных предпочтений, т.е. уменьшения этнофункциональных рассогласований психики человека и, соответственно, повышения степени его психической адаптации, автором разработана „этнофункциональная психотерапия“, которая основана на проработке в специально организованных условиях качественно специфических стадий формирования отношений человека к элементам этнокультурной среды, а именно сказочно–мифологической, нравственно–этической и технотронно–сциентистской стадий.

(от лат, со – с, вместе и ordinatio – расположение в порядке) — управление работой отдельных мышечных групп, осуществляющееся при достижении определенной задачи в реальном времени и пространстве. При формировании двигательного навыка происходит видоизменение координации движений, в том числе овладение инерционными характеристиками двигающихся органов. На начальных стадиях управление осуществляется прежде всего за счет активной статической фиксации этих органов, затем — за счет коротких фазических импульсов, которые направляются в необходимый момент к определенной мышце. Наконец, на заключительных стадиях формирования навыка происходит уже использование возникающих инерционных движений, направляемых теперь на решение задач. В сформированном динамически устойчивом движении происходит автоматическое уравновешивание всех инерционных движений без продуцирования особых импульсов для коррекции.

(от англ. coping – совладение) — форма поведения, автор А. Маслоу. Готовность индивида решать жизненные проблемы. Представляет собой поведение, направленное на приспособление к обстоятельствам. Предполагает сформированное умение использовать определенные средства для преодоления эмоционального стресса. При выборе активных действий повышается вероятность устранения воздействия стрессоров на личность. Особенности этого умения связаны с Я–концепцией, локусом контроля, эмпатией, условиями среды. По представлениям Маслоу, противопоставлено экспрессивному поведению. Для выявления индивидуальных стратегий совладающего поведения используется „Индикатор стратегий преодоления стресса“, разработанный Д. Амирханом. Виды:
— разрешение проблем;
— поиск социальной поддержки;
— избегание.

— верхний слой полушарий головного мозга, состоящий прежде всего из нервных клеток с вертикальной ориентацией (пирамидныe клетки), а также из пучков афферентных, центростремительных и эфферентных, центробежных нервныe волокон. В нейроанатомическом плане характеризуется наличием горизонтальных слоев, отличающихся шириной, плотностью, формами и размерами входящих в них нервных клеток. Кроме того, кору головного мозга разделяют на ряд областей, например в наиболее распространенной классификации цитоархитектонических формаций К. Бродмана в коре головного мозга человека выделено 11 областей и 52 поля. На основе данных филогенеза, выделяют новую кору, или неокортекс, старую, или архикортекс, и древнюю, или палеокортекс. По функциональному критерию выделяют три типа областей: сенсорные зоны, которые обеспечивают прием и анализ афферентных сигналов, идущих от специфических релейных ядер таламуса, моторные, которые имеют двусторонние внутрикорковые связи со всеми сенсорными областями для взаимодействия сенсорных и моторных зон, и ассоциативные, не имеющие прямые афферентные или эфферентные связи с периферией, но связанные с сенсорными и моторными зонами.

— этноспецифический термин, обозначающий синдром. Характеризуется появлением невротического страха (доходящего до паники), возникающего у мужчин из–за ощущения, что пенис начинает втягиваться в брюшную полость, и связанного с убеждением, что это должно повлечь за собой смерть. Первоначально данный синдром был описан у малайцев, проживавших в Китае и Индокитае, но в дальнейшем был соотнесен с аналогичными деперсонализационными состояниями европейцев, страдавших неврозами или психозами (Yap P.V. Suk yeon or koro: a culture–bound depersonalisation syndrome, in: „The Bulletin of the Hong Kong Chinese Medial Association“, 1964, 16, 1, p. 31–47).

— форма психоанализа. Характеризуется ориентацией только на локальные темы, актуальность которых была определена на стадии предварительной психодиагностики (Malan D.H. „Psychoanalytische Kurztherapie“, Bern, 1965). Основными процедурами его проведения являются анализ свободных ассоциаций и перенос. Но в отличии от традиционного („длинного“) анализа, длящегося до нескольких лет и включающего в себя более пятисот сеансов, „короткий анализ“ продолжается лишь 20–40 еженедельных сеансов. Наибольшую эффективность применение „короткого анализа“ имеет при достаточно легких формах невротических симптомов и при актуальных психологических конфликтах, при характерологических же и психотических нарушениях он не используется. В качестве поддержки, наряду с „коротким анализом“, могут применяться и другие психотерапевтические методы (групповая психотерапия, поведенческая психотерапия, аутотренинг).


(1854 – 1900) — русский психиатр, один из основателей экспериментальной психологической лаборатории в Москве в 1886 г. Дал клиническое описание нарушения памяти на актуально происходящие события, сопровождающееся пространственной и временной дезориентировкой, которое получило название „Корсаковского синдрома“.

— психопатологический синдром, впервые описанный С.С. Корсаковым в 1887 г. Характеризуется расстройствами запоминания текущих событий при относительной сохранности воспоминаний о давних событиях и приобретенных навыках. При этом пробелы памяти могут заполняться такими событиями, которые происходили раньше или могли произойти. Наблюдается при Корсаковском психозе, опухолях мозга.

— агрессивное поведение, направленность которого против какого–то лица или предмета скрывается или не осознается самим субъектом агрессии.

— раздел психологии труда, посвященный исследованию психической деятельности человека в условиях подготовки и осуществления космических полетов. Среди основных проблем космической психологии выделяют прежде всего проблему формирование у кандидатов в космонавты психологических схем тела, космического корабля и окружающего пространства и проблему совместимости летных экипажей.

(18.03.1886, Берлин – 22.11.1941) — немецкий психолог. В 1908 г. подготовил докторскую диссертацию у К. Штумпфа. Работал ассистентом у О. Кюльпе и К. Марбе в Вюрцбурге, с 1910 г. — у Ф. Шумана во Франкфурте. В 1911–1924 гг. работал в качестве приват–доцента в университете Гессена, с 1927 г. — профессор колледжа Смитта в Нортхемптоне в США. Вместе с М. Вертгеймером и В. Келером является основателем гештальпсихологии. Исследовал практические аспекты использования принципов гештальпсихологии в области восприятия, обучения, развития психики, социальных взаимоотношений. Автор книги „Принципы гештальпсихологии“ (1935). Издатель журнала „Psychologische Forschung“. Занимался проблемами психического развития ребенка.

Сновидения с тягостным, пугающим содержанием. Особенное психотерапевтическое значение имеют кошмары с повторяющимся сюжетом — в этом случае они являются «иносказательным» отображением того или иного неосознаваемого внутриличностного конфликта, нуждающегося в скорейшем разрешении. Однократные же кошмары зачастую являются проявлением того или иного текущего дискомфорта, обычно физического — например, неприятных ощущений при сне в душном помещении.

(греч. со (ш) — общность, взаимодействие, aisthesis— ощущение, чувство) — нарушение соматопсихики, относящееся к расстройствам общего чувства тела. Сопровождается ощущением неясного тотального физического неблагополучия или недомогания, сочетается с сенестопатиями и сенестезиями.

— количественный показатель умственного развития, представленный отношением умственного возраста индивида к паспортному, переведенным в проценты.

— вид памяти, характеризующийся относительно коротким временем хранения информации (до 30 с.), которая теряется в силу действия временного фактора или из–за поступления новой информации, и небольшим количеством воспроизводимых элементов. Информация попадает в кратковременную память из сенсорной или долговременной памяти при условии, что индивид обращает на нее свое внимание и использует стратегию повторения. За счет укрупнения единиц информации, попадающих в кратковременную память, суммарное количество элементов в кратковременной памяти может быть увеличено. Хранение информации в кратковременной памяти осуществляется в модально–специфической форме.

(14.08.1840, Маннгейм – 22.12.1902, Грац) — немецкий психиатр. Начал карьеру в качестве психиатра клиники в Илленау. С 1872 г. — профессор психиатрии в Страсбурге, с 1873 г. — в Граце, с 1889 г. — в Вене. Специалист по общей психопатологии, сексуальным расстройствам. Уточнил систематику патологии сексуальной сферы. С помощью прививок сифилиса паралитикам доказал, что прогрессивный паралич имеет сифилитическую этиологию. Разрабатывал понятия навязчивых представлений и сумеречного сознания. В 1887 г. провел опыты с внушением испытуемым разных возрастов (Экспериментальное исследование в области гипнотизма. СПб., 1889).

(20.06.1912 Питсбург, США – 1977, Беркли, Калифорния) — американский психолог. В 1934 г. получил образование в Калифорнийском политехническом институте. Работал в Калифорнийском университете (доктор философии, 1938). Во время второй мировой войны руководил секцией Министерства сельского хозяйства (1942–44) и исследованиями в отделе военной информации (1944–45). С 1946 по 1952 г. — профессор Суотморского колледжа в Нью–Йорке, с 1953 г. профессор и член совета директоров Института диагностики и исследования личности при Калифорнийском университете. Специалист по проблемам специальной психологии, психодиагностики личности. Во время второй мировой войны занимался разработкой методологии опросов общественного мнения. Наиболее известны его исследования конформного поведения.

(от лат. creatio – созидание) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора. По мнению П. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.

(от лат. creatio – созидание) — индивид становится чувствителен к проблемам, дефициту и пробелам знаний, к объединению разноплановой информации, к дисгармонии элементов; определяет связанные с этим проблемы; ищет их решения, выдвигает предположения и гипотезы о возможности решений; проверяет и опровергает эти гипотезы; модифицирует их; перепроверяет их; окончательно обосновывает результат.

(15.02.1856, Нейстрелитц – 7.10.1926, Мюнхен) — немецкий психиатр, ученик В. Вундта. С 1886 г. профессор психиатрии в Дорпат, с 1891 г. — в Гейдельберге, с 1903 г. — в Мюнхене. Предложил классификацию душевных заболеваний, в которой, наряду с прочим выделил деменцию и манию. Был сторонником применения психологических методов в психиатрии. Начал исследования по психофармакологии.

(27.03.1909 Свенчанка, Белоруссия – 1977, Беркли, Калифорния) — американский психолог. Получил образование в Нью–Йоркском университете. С 1933 г. получил степень доктора в Калифорнийском университете. С 1937 по 1938 г. работал в Суотморском колледже в Нью–Йорке, с 1938 по 1939 в университете штата Колорадо, с 1947 г. — штата Калифорния. С 1949 по 1971 г. — профессор Калифорнийского университета. Член Международного союза исследователей мозга. Специалист по проблемам психофизиологии поведения, специальной психологии. В 1948 г. принимал участие в обосновании „Нового взгляда“ в психологии, инициированного Дж. Брунером. В дальнейшем проводил исследование влияния научения на биохимию и анатомию мозга.

— графически выраженная зависимость уровня успешности выполнения формируемого действия от числа повторений, в которых происходит на основе обратной связи коррекция начального состава действия. При формировании сложных действий кривая упражнения имеет участок (плато), на котором число ошибок не уменьшается и во время прохождения которого один тип психической регуляции сменяется на другому.

— отрасль юридической психологии, изучающая формирование противоправной деятельности и возможности ее предупреждения. Среди основных факторов, способствующих формированию противоправной деятельности выделяют: отклонения характера, отрицательное влияние социального окружения, педагогическая запущенность.

(от греч. kriteriоn – признак, на основании которого производится оценка) — класс тестов достижений. Психодиагностические методики, направленные на выявление степени овладения индивидом той или иной учебной или профессиональной деятельностью. Критерием в них выступает владение вполне определенными знаниями, умениями или навыками. Для оценки индивидуальных результатов используется не сравнение индивидуальных результатов со статистическими нормами, а констатация наличия или отсутствия определенного психологического компонента в общей структуре оцениваемого действия.

— направление в немецкой психологии, основанное на марксизме, возникшее в конце 60–х гг. ХХ в. Ее представителями являются К. Хольцкамп, У. Хольцкамп–Остеркамп, Г. Ульманн, О. Дрейер, К.Х. Браун. Имеет много общих мест с теорией деятельности А.Н. Леонтьева. Одним из базовых является понятие „способность к действию“ как способность индивида за счет реализации определенной общественной роли контролировать условия своей жизни. При этом человеческое развитие может быть как ограниченным, когда в приспособлении индивида к существующим условиям происходит подавление его интересов, так и полным, когда индивид борется за ту жизнь, которая соответствует его „сущностным силам“. Эти возможности развития иллюстрируются частными экспериментальными данными — при рассмотрении соотношений: иллюзорного и адекватного восприятия, обыденного мышления, которому свойственны упрощения и самообманы, и истинного понимания, негативных эмоций (страхов, депрессии) и нормальных человеческих эмоций.

(1916, Фресно, Калифорния – 1994, Атертон, Калифорния) — американский психолог. В 1940 г. защитил докторскую диссертацию по философии в Чикагском университете. Профессор Чикагского, Иллинойского и Станфордского университетов. Президент Американской Психологической ассоциации (1957), основал при ней Комитет стандартизации тестов. Занимался проблемами образования, в том числе разработкой военных тренировочных программ. Обосновал основные критерии разработки и проведения психологического тестирования, прежде всего для диагностики интеллекта и личности.

(род. 1917) — отечественный психолог. Профессиональную деятельность начал с работы преподавателя, затем завуча и директора школы. В 1950 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему „Характеристика понятий о моральных и психологических качествах личности у старших школьников“. Работал в НИИ общей и педагогической психологии, возглавлял здесь лабораторию способностей (1960–1979). Затем работал на кафедре психологии МГПИ им. В.И. Ленина. Доктор психологических наук, профессор. Специалист в области возрастной и педагогической психологии. Занимался проблемами способностей в различных видах деятельности школьников. Популяризатор психологических знаний.

(19.08.1874 – 25.02.1948) — немецкий философ и психолог, основатель „лейпцигской школы“ в психологии. Получил образование в Мюнхенском университете. С 1906 г. профессор психологии, с 1917 г. директор Института экспериментальной психологии в Лейпциге. Свою теорию психического строил на основе представления о целостности любого психического переживания. В качестве генетической основы гештальта рассматривал „комплекс–качества“, которые предстают как диффузные, нерасчлененные и аффективно окрашенные образования.

(от лат. structura – взаиморасположение и intellectus – ум) — теория структуры интеллекта. Была построена на основе факторных исследований. Интеллект был представлен тремя измерениями: операциями (познание, память, оценивание, дивергентная и конвергентная продуктивность), содержанием (изобразительный материал, символический, семантический и поведенческий), результатами (элементы, классы, отношения, системы, типы преобразований и делаемые выводы). Вместе с сотрудниками ему удалось идентифицировать и снабдить диагностическими средствами 98 из 120 возможных факторов, образованных клетками этого куба. Автор — Дж. Гилфорд.


 

(22.07.1928, пос. Дорохово Верейского района Московской области – 23.09.1987, Москва) — отечественный психолог. В 1952 г. окончил отделение логики и психологии филологического факультета МГУ. В течение двух лет работал учителем в школе. Затем учился в аспирантуре НИИ психологии АПН РСФСР. В 1956 г. защитил кандидатскую диссертацию, работал в этом институте до 1974 г. в качестве научного сотрудника, затем — заведующего лабораторией трудового обучения. В 1972 г. защитил докторскую диссертацию по проблемам психологии технического мышления. С 1974 г. работал в НИИ проблем высшей школы Минвуза СССР, где возглавлял отдел теории и методики обучения. С 1979 г. вновь работал в НИИ общей и педагогической психологии АПН РСФСР в качестве заведующего лабораторией профессионального обучения. Специалист в области технического мышления, технического творчества, проблемного обучения. Разрабатывал теорию профессионального становления личности.

(автор Л.С. Выготский) — психологическое направление. Главное внимание уделяется процессу возникновения и формирования высших психических функций. Индивидуальное сознание зависит от истории развития культуры и социума окружающего мира. Эти внешние процессы присваиваются — интериоризируются. Одним из наиболее известных ее представителей является А.Н. Леонтьев.

(26.2.1857, Труа – 2.7.1926, Нанси) — французский психотерапевт, ставший знаменитым благодаря развитому им методу произвольного самовнушения ("метод Куэ"). С 1882 г. по 1910 г. работал аптекарем. В 1910 г. переехал в Нанси и открыл там клинику психотерапии, которой руководил до своей смерти. В своей работе руководствовался взглядами Г. Бернгейма и П. Леви на сущность суггестии. Рассматривал нарушения здоровья как следствие аутосуггестии и неправильного воображения: этим обусловлены особенности его группового пассивно–суггестивного метода, когда пациенты вводятся в гипнотическое состояние, в котором обращаются друг к другу со словами: „День ото дня мне становится все лучше и лучше“. Этот метод подвергся сильной критике специалистов, но среди практиков был очень популярен. Повлиял на Й.Г. Шультца, создателя метода аутогенной тренировки.  

(1873 – 1954) — американский психолог, представитель функциональной психологии. Получил математическое образование в университетах Индианы и Колорадо. Прослушал курс по экспериментальной психологии в Чикагском университете у Д.Р. Энджелла. Работал в лаборатории под руководством Дж. Уотсона. В 1905 г. получил степень доктора. Занимался преподавательской деятельностью в средней школе в Техасе, в педагогическом институте Мичигана. В 1908 г. сменил на посту Уотсона. С 1919 по 1938 г. — руководитель психологического факультета Чикагского университета. В книге „Психология. 1925“ дал окончательный вариант определения предмета функциональной психологии. Таким предметом является психическая деятельность, а функция психической деятельности заключается в использовании различных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, чувств, воли) для руководства приспособительным поведением.


(3.08.1862 – 30.12.1915) — немецкий психолог и философ, основавший вюрцбургскую психологическую школу. Одним из первых сделал предметом экспериментального анализа высшие психологические функции (мышление и волю). Для этого разработал метод систематической интроспекции, в котором происходит ретроспективное воспроизведение проделанных испытуемым действий по решению задачи. Применение этого метода позволило проанализировать новые аспекты деятельности мышления: его направленность, целостность, активность, детерминированность задачей, безобразность.