- (от греч. daktylos – палец и logos – слово, речь) — язык общения на основе дактильной азбуки глухих людей между собой и со слышащими, владеющими этим языком. Обычно дактильные знаки пишутся на ладони другого человека пальцами руки. Элементы этой азбуки однозначно соответствуют буквам письменного языка, и по очертанию многие из них напоминают буквы печатного шрифта (в частности, „о“, „м“, „и“, „ш“).

- (1809 – 1882) — английский естествоиспытатель, автор теории естественного отбора. В психологической области занимался проблемами инстинктивного поведения, онтогенеза поведения и сознания, приспособительной роли эмоциональных реакций („Выражение эмоций у животных и человека“, 1872).


 

— техника психотерапевтических групп „Анонимных алкоголиков“. Представляет собой программу реконструкции личности, формулируемую самим алкоголиком, и включает в себя следующие этапы:
1. Признание своего бессилия перед алкоголем.
2. Апелляция к силе более могущественной, чем сила индивида (это может быть Бог, космос, природа и т.д., во что может искренне поверить человек).
3. Передача этой ведущей силе собственной воли.
4. Анализ собственного поведения для достижения адекватной самооценки (снятие с себя маски непризнанного таланта, жертвы и т.д.).
5. Признание своих ошибок (исповедь).
6. Готовность с помощью ведущей силы избавиться от своих недостатков.
7. Реальное обращение за помощью.
8. Готовность возместить все горести, которые были доставлены окружающим людям.
9. Реальное возмещение, когда это возможно.
10. Постоянный контроль за совершаемыми поступками.
11. Постоянный контакт с ведущей силой.
12. Передача собственного опыта другим алкоголикам, вставших на путь исцеления.

— образ движения, которое требуется совершить, в котором соотнесены информация о цели движения, средствах и способах решения.

— нейрофизиологическая система, за счет работы которой осуществляется анализ и синтез сигналов, идущих от органов движения. Включает в себя: периферический отдел, состоящий из проприорецепторов, специфические проводящие нервные волокна, несущие импульсы к головному мозгу, подкорковые структуры и корковой отдел. Принимает участие в поддержании постоянного тонуса мышц тела и координации движений.

— физиологическая система, за счет работы которой осуществляется построение и осуществление движения, состоящая из скелета, мышц, сухожилий, нервных центров и проводящих (афферентных и эфферентных) путей.

— способность к осуществлению того или иного движения без сознательного контроля за ним, сформированная в обучении. В процессе обучения у индивида создается концептуальная модель движения, в которой интегрируется знание о выполняемой двигательной задаче, средствах и способах ее решения, и образ конкретной ситуации реализации движения. На основе этих элементов движения происходит актуализация уже отработанных двигательных навыках, имеющих отношение к данной двигательной задаче. Кроме того происходит настройка системы восприятия, и формируется комплекс ожидаемых афферентаций, за счет чего повышается чувствительность к определенным элементам внешней и внутренней среды. При освоении моторного поля в конкретных условиях решения двигательной задачи происходит соотнесение этого решения с признаками ситуации.
Для начала отработки движения характерна повышенная чувствительность движения к нюансам афферентации, при постепенном наполнении моторной памяти отработанными двигательными элементами происходит редукция содержания образов ситуации и движения, в которых остаются лишь самые существенные ориентиры. Восприятие движения на стадии автоматизации становится более обобщенным и свернутым. На стадии тренировки, которая следует за стадией автоматизации, происходит увязывание элементов движения между собой и строится система их актуальной координации. Этот процесс формирования двигательного навыка завершается его стандартизацией, когда выполняемое действие принимает постоянную форму, и стабилизацией, при которой движение приобретает устойчивость по отношению к внешним и внутренним препятствиям.

— система двигательных операций, выполняемых в соответствии с двигательной задачей, окончательное формирование которой возможно лишь в ходе практической отработки, в которой уточняется индивидуальный стиль движений.

— результат работы психофизиологического аппарата по реализации двигательного акта, посредством которого происходит взаимодействие живого существа с внешней средой.

— вращения глаз в орбитах, выполняющие разнообразные функции в построении зрительного образа, прежде всего в зрительном восприятии пространства, обеспечивая измерение и анализ пространственных свойств предметов (форма, положение, величина объектов, их удаленность, скорость движения). Наиболее важная функция этого движения заключается переводе в центр сетчатки, где острота зрения наибольшая, изображения объекта, которое отобразилось сначала на периферии поля зрения. Перевод взгляда на предмет осуществляются с помощью быстрых саккадических движений и конвергенционно–дивергенционных движений. При фиксации взгляда на неподвижном объекте глаз совершает ряд движений: мелкие непроизвольные колебания с амплитудой 5–15 угловых мин. и частотой 20–150 Гц., которые существенно не влияют на зрительное восприятие(тремор); относительно медленные движения, которые препятствует появлению „пустого поля“, когда объект перестает восприниматься (дрейф); быстрые движения с амплитудой 2–10 угловых мин. с интервалом от 100 мс. до нескольких секунд, также препятствующие появлению „пустого поля“ (флики, или микросаккады).

— особая экспериментальная процедура, когда не только испытуемый остается в неведении о смысле и особенностях проведения эксперимента, но и экспериментатор, который его проводит. За счет таких условий достигается исключение возможности влияния экспериментатора на результаты эксперимента и повышение показателей его объективности. В частности подобные условия могут моделироваться с помощью компьютера.

— изображение, которое допускает дифференциацию составных его элементов на субъективно воспринимаемые „фигуру“ и „фон“ взаимно противоположным образом: то одна часть этого изображения воспринимается в качестве „фигуры“, а другая — в качестве „фона“, то наоборот. Этот феномен объясняется свойством предметности восприятия. Выделение при распознавании изображения какой–либо характерной его детали, ассоциированной с определенным предметом, ведет к актуализации представления этого предмета и переводу соответствующей части изображения в статус „фигуры“, та часть изображения, которая не интегрируется в данную „фигуру“ автоматически распознается как „фон“.


— теоретический конструкт, объясняющий возникновение эмоций. По мнению Шехтера, переживание эмоций обусловлено сочетанием двух факторов. С одной стороны, должно быть физиологическое возбуждение, с другой, ситуация должна допускать осмысленную когнитивную интерпретацию этого возбуждения в терминах эмоций. Эта теория основывалась на экспериментах, в которых испытуемым делались инъекции возбуждающего препарата.


— невозможность выполнять без сознательного контроля навык, который был ранее автоматизирован. Этот процесс может быть обусловлен сбивающим влиянием внешних воздействий, происходящем со временем естественным забыванием элементов навыка.


— совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция. По мнению Э. Дюркгейма, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля. В соответствии с теорией аномии Р. Мертона, девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. В контексте теории социализации, к девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность). В теории стигматизации, считается, что появление девиантного поведения становится возможным уже при одном только определении индивида как социально отклоняющегося и применении по отношении к нему репрессивных или исправительных мер.

- (от лат. deductio – выведение) — процесс логического вывода на основании перехода от общих положений к частным.

- (3.8.1849, Женева – 26.2.1917, Париж) — французский невролог, психиатр и психотерапевт. Работал с 1874 г. ассистентом врача, с 1879 г. — врачом, с 1885 г. приступил к преподавательской работе, с 1901 г. он — профессор гистологии. Параллельно с многочисленными неврологическими и патоневрологическими работами развивал свой метод „изоляции“, предназначенный для лечения психоневрозов в групповой негипнотической психотерапии. Не будучи знаком с учением З. Фрейда, обосновал схожие представления на роль эмоций в происхождении психических заболеваний, в частности истерий, по этому вопросу выступал решительным противником П.–Ш. Дюбуа и его метода рационального убеждения. Указывал на большое значение врача и его переживаний в исцелении пациента, постулировал необходимость веры пациента во врача. Одним из первых указал на целительную роль простого слушания врачом пациента.  

— потеря способности выполнять ранее автоматизированные двигательные навыки без актуального сознательного контроля. Может свидетельствовать о нейрофизиологических нарушениях при поражениях премоторных отделов коры головного мозга.

- (от лат. de... – приставка, обозначающая удаление + individuum – неделимое) — результат отрицательного влияния нестабильной экономической и политической ситуации в какой–либо стране на психологическое состояние ее граждан. Это связано с таким процессом, как обезличивание участников социальных отношений, что проявляется в увеличении числа самоубийств, преступности, алкоголизма, общественных беспорядков. Автор П.Г. Зимбардо.

— процесс взаимодействия с каким–либо предметом, в котором достигается определенная, заранее определенная, цель. В структура действия могут быть выделены следующие составные части:
1. Принятие решения;
2. Реализация;
3. Контроль и коррекция.
При этом в принятии решения происходит увязывание образа ситуации, образа действия, интегральной и дифференциальной программ. Реализация и контроль осуществляются циклически. По прагматическому основанию человеческие действия могут быть разделены на управляющие, исполнительные, утилитарно–приспособительные, перцептивные, мнемические, умственные, коммуникативные действия. В каждом из них происходит использование как усвоенных, так и индивидуально выработанных средств и орудий.

- (от греч. deuteros – второй, an – отрицат. частица и ops – глаз) — нарушение восприятия отдельных цветов, чаще всего зеленой части спектра, обусловленное обычно врожденными факторами. Светло–зеленый цвет не воспринимается отличным от темно–красного, фиолетовый — от голубого, пурпурный — от серого. При этом место наибольшей воспринимаемой светлоты оказывается несколько сдвинуто в сторону красной части спектра и расположено в оранжевой части — нейтральная точка соответствует 500 нмк.

- (от фр. decalage – расхождение, расклинивание) — понятие, введенное Ж. Пиаже в его операциональной концепции интеллекта, обозначающее повторное появление познавательных структур в процессе развития. Им выделяются вертикальные и горизонтальные декаляжи.


 

- (1596 – 1650) — французский философ и естествоиспытатель. Исходил из того, что наиболее достоверным для исследователя является его собственное мышление, в котором признак осознаваемости может выступать критерием различения психических процессов от непсихических. На этом основании он пришел к отрицанию наличия души у животных, которые являются лишь „рефлекторными автоматами“. В основу решения психофизической проблемы Декарт положил идею взаимодействия: душа, имеющая одним из основных своих атрибутов мышление, и тело (природа), характеризующееся протяжением, могут соединиться в человеке лишь с помощью третьей, божественной субстанции.

— процесс предметного опознания, совершаемый индивидом на основе анализа и синтеза воспринятой информации. Может осуществляться на основе использования перцептивных или речевых эталонов.


 

- (от лат. deliriun – безумие) — состояние расстройства сознания, которое характеризуется галлюцинацями, двигательным возбуждением, нарушением ориентировки во времени и пространстве и которое может чередоваться с периодами ясного сознания и критического отношения к болезненным проявлениям.

- (от лат. dementia – безумие) — приобретенная форма слабоумия, которая связана с ослаблением интеллектуальных способностей, эмоциональным обеднением, затруднением использования прошлого опыта. Различают глобальную деменцию, при которой нарушаются все виды психической деятельности, теряется критичность, происходит деградация личности, и очаговую, при которой личность в основном не меняется, сохраняется критичность, но снижается уровень интеллектуальных способностей и памяти.

- (ок. 460 – ок. 370/360 до н. э.) — древнегреческий философ, создатель законченной системы атомистического материализма. Душу трактовал как совокупность наиболее подвижных атомов огня, которые могут вызывать движения в теле и рассеиваются после его смерти. Процессы восприятия, по его мнению, обусловлены попаданием в душу отделяющихся от предметов тонких пленок, которые субъективно предстают как образы этих предметов. В качестве цели человеческой жизни рассматривал достижение спокойного расположения духа, который не возмущается страстями.


— форма коммуникаций животных, призванная информировать другие особи о физиологическом состоянии животного. Чаще всего встречается при запугивании и ухаживании. При этом может осуществляться демонстрация отдельных органов или определенных участков тела, покровных узоров, увеличение объема тела. Происходит это при помощи специфических поз и движений, которые выполняются с выраженной интенсивностью.

 

- (от лат. de... – отрицательная приставка + persona – личность) — нарушение деятельности сознания. Характеризуется тем, что у индивида появляется ощущение собственной измененности, связанной с отчуждением от окружающих, потерей Я. Возникает при психических заболеваниях и пограничных состояниях, а также при эмоциональных перегрузках.


(англ. ruminate — жевать жвачку, размышления) — обусловленные патологически сниженным аффектом неотвязные, повторяющиеся помимо воли представления, воспоминания, мысли, кошмарные сновидения негативного, самоуничижительного, пессимистического содержания.

- (от лат. depressio – подавление и realis – вещественный) — психопатологический феномен. Тенденция индивидов, которые находятся в легкой степени депрессии, давать объективные оценки и прогнозы, без переоценивания самого себя и своих способностей.


 

— психопатологический синдром. Характеризуется состояниями заторможенности психической деятельности и аффективной сниженности. Крайней степенью депрессивного синдрома является депрессивный ступор, когда полностью отсутствуют движения и речь.

Состояние, согласно профессиональной терминологии, характеризующееся мрачным настроением, подавленностью или печалью, что может быть (однако не всегда) выражением плохого здоровья. В медицинском контексте термин относится к болезненному психическому состоянию, при котором доминирует пониженное настроение и которое часто сопровождается рядом ассоциативных симптомов, в частности тревогой, ажитацией, ощущением собственной неполноценности, суицидальными мыслями, гипобулией, психомоторной ретардацией, различными соматическими симптомами, физиологической дисфункцией (например, бессонница) и жалобами. Депрессия как симптом или синдром является основной или значимой особенностью в целом ряде категорий заболеваний. Термин широко и иногда неточно используется для обозначения симптома, синдрома и болезненного состояния. Синоним: меланхолия.
 

— психотерапевтический прием, разработанный В. Франклом в рамках его логотерапии и экзистенциального анализа (Франкл В. „Человек в поисках смысла“, М. , 1990). Этот прием заключается в том, что пациент, страдающий от того или иного функционального симптома, формулирует для себя цель смириться с ним, воспринимая его как неустранимое зло, и в тех ситуациях, которые вызывают его проявления, переключать свое внимание с нарушенной функции на другую деятельность, придавая тем самым самой ситуации новый смысл. Ситуация благодаря этому перестает восприниматься как еще одна попытка избавиться от симптома, а рассматривается, например, как возможность полноценного общения с другим человеком. Франкл иллюстрирует этот прием симптомом вагинизма, при котором женщина получает от логотерапевта инструкцию, переключиться с ожидания удовлетворения ее самой на удовлетворение мужчины и воспринимать эту ситуацию в контексте нового смысла (семейное благополучие, а не эгоцентрическое стремление к удовольствиям). В качестве механизма действия этого приема рассматривается смена „гиперинтенции на эмоции“, когда только они рассматриваются как основная ценность, на „трансценденцию“, под которой понимается ориентация на предметные отношения и общечеловеческие ценности. При этом не только снимается субъективная болезненность функциональных симптомов, но и они сами, из–за перемещения внимания на другие процессы, могут быть устранены. Наиболее эффективен данный психотерапевтический прием при ипохондрической симптоматике, при которой органические процессы оказываются в центре повышенного внимания пациента. Данный прием имеет много общего с „разобусловливанием“ в классической теории условных рефлексов, при котором достаточно долгое неподкрепление условного рефлекса приводит к его угасанию.

— часть объективной реальности, которую замещает знак. Это — объект, один из его атрибутов, его поведение или отношение к другим объектам.

- (от англ. descriрtive – описательный, наглядный и греч. psyche – душа + logos – учение) — ряд направлений объяснительной психологии. В противоположность э Дереализация (от лат. de – приставка, обозначающая отсутствие чего–либо, и realis – действительный) — нарушение восприятия, при котором окружающий мир воспринимается как нереальный или отдаленный, лишенный своих красок и при котором происходят нарушения памяти. Часто сопровождается состояниями „уже виденного“ или „никогда не виденного“. Может возникать при поражениях мозга (особенно глубинных отделов височной области), в просоночных состояниях и при психических заболеваниях.

- (от англ. descriрtive – описательный, наглядный и behaviour – поведение) — бихевиоризм Б.Ф. Скиннера. Этот подход характеризовался тем, что в нем использовались не просто описания наблюдений и отношений между наблюдаемыми фактами, а достаточно формализованный математический аппарат, основанный на определенных аксиомах и правилах вывода.



 

— аппаратурный комплекс, служащий для объективной регистрации физиологических показателей КГР, ЭЭГ, тремора, плетизмограммы в целях анализа эмоциональных ответов на стимулы, предъявляемые во время беседы, допроса. Сознательный контроль вегетативных функций, связанных с переживанием тех или иных эмоций, для нетренированных испытуемых практически недоступен, в силу чего по получаемым показателям можно сформулировать диагноз эмоциональной динамики во время диалога. Показатель эффективности это процедуры достигает 70%. Но трудности его применения связаны с тем, что уже сама процедура допроса может вызвать сильные эмоции (страх, тревога, депрессия), которые невозможно отличить от „реактивных“.

— понятие, введенное в психологию представителями Вюрцбургской школы (Х. Уатт, Н. Ах, О. Зельц), обозначающее психическое состояние, возникающее при поставки задачи и определяющее направленность и избирательность мышления. Постулируется, что „детерминирующуя тенденция“ сама обусловлена, во–первых, конечной целью (искомое задачи), во–вторых, инструкцией (требования к искомому).

— отклонение от возрастных норм онтогенетического развития. Характеризуется невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью в социальном поведении и интеллектуальной деятельности и повышенной активностью при нормальном уровне интеллектуального развития. Все это приводит к слабой успеваемость в школе и низкой самооценке. Первые признаки гиперактивности могут наблюдаются в возрасте до 7 лет. Причинами возникновения гиперактивности могут быть органические поражения центральной нервной системы (нейроинфекции, интоксикации, черепно–мозговые травмы), генетические факторы, приводящие к дисфункции нейромедиаторных систем мозга и нарушениям регуляции активного внимания и тормозящего контроля.

Детская психология - отрасль психологической науки, изучающая условия и движущие силы развития психики на стадии детства, закономерности функционирования и изменения познавательных, волевых и эмоциональных процессов, особенности формирования ребенка как личности. Детская психология изучает также особенности различных видов детской деятельности (игры, учения, труда), формирования возрастных и индивидуальных особенностей детей. Детская психология тесно связана с педагогической психологией, педагогикой, биологией, физиологией, медициной, семейной психотерапией. В детской психологии используются методы количественных оценок, различная аппаратура, информационные модели экспериментальное обучение в детских садах и т.д. Детская психология разрабатывает стандартизованные методы психологической диагностики, позволяющие устанавливать уровень развития психических процессов и свойств, характерный для каждого возрастного этапа.

Детская психология - (англ. child psychology) — отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития ребенка. Имеет ряд общих проблем с педагогической психологией, теснейшим образом связана с педагогикой, а также с возрастной морфологией и физиологией, особенно с физиологией высшей нервной деятельности.

Исследования в области Д. п. имеют важное значение для педагогической практики, поскольку знание условий и закономерностей психического развития ребенка необходимо для эффективного управления этим процессом в соответствии с целями обучения и воспитания.

Предметом изучения Д. п. являются условия и движущие причины онтогенеза человеческой психики, развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных), формирования различных типов деятельности ребенка (игра, труд, учение; см. Деятельность детская), качеств его личности, а также возрастные и индивидуальные особенности детей.

Д. п. использует методы исследования, разработанные в общей психологии, но характер их применения меняется в зависимости от специфики задач Д. п. и возраста испытуемых.

При изучении возрастных особенностей личности ребенка проводятся т. н. поперечные и продольные исследования. В 1-м случае один и тот же психический процесс исследуется одновременно у детей разных возрастных групп. Во 2-м осуществляется длительное, многолетнее изучение психологических особенностей одних и тех же детей. Это позволяет, в частности, проследить общий ход развития их психики. (См. Лонгитюдное исследование, Стратегия изучения психического развития.)
Д. п. разрабатывает стандартизованные методы психологической диагностики, позволяющие устанавливать уровень развития психических процессов и свойств, характерный для каждого возрастного этапа.

Оформление Д. п. как самостоятельной области знания началось в середине XIX в

— готовность ребенка к самоутверждению. Обусловлены развитием его самосознания, развивающегося в раннем возрасте на основе усвоения социальных норм.

— представления детей, согласно которым даже неживые объекты обладают одушевленностью. По данным американского психолога М. Берзонски, это явление наиболее характерно для детей 5 летнего возраста и пропадает вместе с дальнейшим социально–когнитивным развитием.

- (от греч. psychе – душа + analysis – разложение, расчленение) — психоанализ, в котором в качестве пациента выступает ребенок. В разработках А. Фрейд, М. Малера, П. Нойбауэра были сформулированы условия, необходимые для проведения детского психоанализа.  
Это:

  • адаптация психоаналитической техники к возрасту;
  • терапевтический союз не только с пациентом, но и с его родителями;
  • постоянный обмен информацией между родителями и психоаналитиком.


— продукт изобразительной деятельности ребенка. Предпосылки к овладению рисованием — прежде всего в виде осознания того, что некоторые предметы могут оставлять следы — возникают в раннем возрасте в контексте предметно–манипулятивной деятельности. Первые рисунки представляют собой начерченные на листе бумаги каракули, при этом графический образ включает в себя не только зрительные образы предмета и представления о нем, но и двигательные представления о том, как должно быть построено изображение предмета. В дальнейшем развитие детского рисунка происходит при все более активном использовании общественно выработанных значений и операций.

— этап онтогенетического развития индивида, включающий период от его рождения и до появления возможности включения во взрослую жизнь. По мере интенсификации производства и повышения культурного уровня происходит постепенное сдвигание верхних возрастных границ. В детстве обычно выделяют период младенчества, раннее детство, дошкольный возраст и младший школьный возраст. Детство сменяют отрочество и юность, которые предшествуют периоду социальной зрелости.

— снижение интенсивности и качества общения ребенка с другими людьми, обычно связанное с нахождением ребенка в детских учреждениях закрытого типа (больницах, детских домах, интернатах) или в семьях, в которых родителями не уделяется ребенку достаточного внимания. Дефицит общения, особенно в младенческом и раннем возрасте, приводит, как правило, к задержкам и отклонениям в психическом развитии.

- (от лат. deflatio – сдувание) — состояние сознания, характеризуется внезапным возвращением к душевному равновесию и внутреннему спокойствию после также внезапно возникающих негативных аффектов. Этот процесс является противоположным инфляции. Автор К.Г. Юнг.


 

— система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов, в соответствии с которыми основным предметом исследования является деятельность, опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20–е гг. ХХ в. В 30–е гг. было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии, предложенные С.Л. Рубинштейном, который сформулировал принцип единства сознания и деятельности, и А.Н. Леонтьевым, совместно с другими представителями Харьковской деятельностной психологической школы разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности.

— активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои потребности. Уже на относительно ранних стадиях филогенеза возникает психическая реальность, представленная в ориентировочно–исследовательской деятельности, призванная обслуживать такое взаимодействие. В ее задачу входит обследование окружающего мира и формирование образа ситуации для осуществления регуляции двигательного поведения животного в соответствии с условиями стоящей перед ним задачи. Если для животных характерно то, что они способны ориентироваться только на внешние, непосредственно воспринимаемые аспекты окружающего, то для человеческой деятельности, в силу развития коллективного труда, характерно, что она может основываться на символических формах представления предметных взаимоотношений. В структуре деятельности выделяют: мотивы, побуждающие субъект к деятельности, цели как прогнозируемые результаты этой деятельности; операциональные, с помощью деятельность реализуется.

— активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, в ходе которого происходит онтогенетическое формирование его психики. При реализации деятельности, за счет подстраивания ее к разным, в том числе социально моделируемым условиям, происходит ее обогащение и возникновение принципиально новых компонентов ее структуры. Изменение структуры деятельности ребенка обусловливает и развитие его психики. Генетически наиболее ранней самостоятельной деятельностью является предметная деятельность. Она начинается с овладения действиями с предметами, такими как хватание, манипуляции, собственно предметные действия, предполагающие использование предметов по их функциональному назначению и таким способом, который закреплен за ними в человеческом опыте. Особенно интенсивное развитие предметных действий происходит на втором году жизни, что связано с овладением ходьбой. Несколько позже, на основе предметной деятельности происходит формирование других видов деятельности, в частности игровой. В рамках сюжетно–ролевой игры, которая является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, происходит овладение элементами деятельности взрослых и межличностными отношениями. В дальнейшем формируются: трудовая деятельность, в которой отрабатываются сложные по своей структуре навыки; продуктивная деятельность, являющейся существенным фактором развития познавательных процессов; и изобразительная деятельность, в которой происходит соотнесение интеллектуальных и аффективных процессов.



 

- (1.11.1842, Нью–Йорк – 16.08.1910) — американский психолог и философ, один из основоположников американского функционализма. Рассматривал сознание, понимаемое как „поток сознания“, в плане его приспособительных функций. Предложил одну из первых в психологии теорию личности. В „эмпирическом Я“, или „личности“ им были выделены:
1. Физическая личность, к которой относятся собственная телесная организация, дом, семья, состояние и пр.;
2. Социальные личности как форм признания в нас личности со стороны других людей;
3. Духовная личность как единство всех духовных свойств и состояний личности: мышления, эмоций, желаний и т.п., с центром в чувстве активности Я.
Джемс также является автором периферической теории эмоции. Оказал существенное влияние на исследования психологов Чикагской школы, в которую входили Дж. Дьюи, Дж. Энджелл, Дж.Г. Мид.

- (от лат. aequus – равный + valens – имеющий значение) — форма когнитивного стиля, автор Х. Гарднер. Преобладающая тенденция усматривать сходства или различия между предметами или явлениями. Чем больше индивид ориентирован на различия, тем больше групп формируется при свободном объединении, тем уже диапазон эквивалентности, тем более выражена его аналитическая направленность. При этом речь идет не о способности видеть различия, но об ориентированности личности.

- (от лат. divergere – расходиться) — форма мышления. Основано на стратегии генерирования множества решений одной единственной задачи.

- (от лат. divergentio – расхождение) — один из видов вергентных движений глаз, представляющий собой разведение зрительных осей при фиксации точки, находящейся пространственно дальше предыдущей.

- (от греч. dys – приставка, означающая расстройство, arthroo – членораздельно произношу) — нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервации речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов мозга. При этом из–за ограничений подвижности органов речи (мягкого неба, языка, губ) затруднена артикуляция, но при возникновении во взрослом возрасте, как правило, не сопровождается распадом речевой системы. В детском же возрасте могут нарушаться чтение и письмо, а также и общее развитие речи. Корректируется с помощью логопедических занятий.

(греч. ays — приставка, означающая «отклонение от нормы», «нарушение функции», aisthesis — чувство, ощущение; греч. (crisis — внезапно возникающее, относительно кратковременное состояние, характеризующееся появлением новых или усилением имеющихся симптомов болезни) — приступ извращения сенсорной чувствительности, когда тепло воспринимается как боль или холод и пр.

- (от греч. dys... – приставка, обозначающая отделение и noesis – восприятие) — патопсихологическое нарушение, автор С.С. Корсаков (1891 г.). Характеризуется нарушением мышления и сумеречным помрачением сознания. Больному представляется, что он находится в других странах, у него возникает нарушение тождественности собственной личности и галлюцинации. В современной систематике это состояние описывается как острая форма шизофрении.

- (1833 – 1911) — немецкий философ и психолог. Разделял психологию на две принципиально различные по своей методологии дисциплины: психологию аналитическую („номотетическую“), объяснительную, целью которой является выделение в интроспективном опыте „атомов“ и последующего „синтеза“ из них высших процессов сознания, и психологию описательную („идеографическую“), которая занимается пониманием на основе ценностей, свойственных той или иной культуре, душевной жизни индивида в ее целостности и уникальности. Ценности культуры, по мнению Дильтея, „объективируются“ в психике отдельного человека.

- (от греч. dynamikos – сильный, psyche — душа + iatros – лечение) — направление в современной психиатрии, автор Гюнтер Аммон. Основой выступает процесс понимания и приятия психического больного. Считается, что патопсихологические симптомы должны исчезнуть сами собой, если происходит лечение целостного человека. В этом направлении разработана следующая модель личности: нейрофизиологические и биологические функции; основная область бессознательного, к которой относятся агрессия, страх, креативность, сексуальность; область вторичных человеческих функций, таких как способности и умения. По представлениям Аммона психосоматические заболевания, а также шизофрения, депрессии, мании и пограничные расстройства, представляют собой архаические нарушения структур Я (задержки развития Я), связанные прежде всего с пустотой и безразличием в отношениях к ребенку в семье. В силу этого оказываются очень тесно связанными, с одной стороны, психосоматика и, с другой, страхи и агрессия.
Терапия.
Перед началом лечения производится диагностика способов существования индивида. Принципами терапии являются следующие:
— неконвенциональный личностный подход;
— последовательное и неотсроченное обсуждение проблем, возникающих в конкретных ситуациях („здесь и теперь“);
— выслушивание и эмпатия, но при определенной дистанцированности;
установление терапевтического альянса со здоровыми частями Я;
— обход параноидных защит.
Процесс самого лечения опирается прежде всего на использование невербальных методов (танец, музыка, театр, живопись, верховая езда, спорт, массаж и пр.).

- (от греч. dynamikоs – сильный и psyche – душа + logos – учение) — ряд направлений психологии. В ней делается акцент на развитии психических процессов, в противоположность понимания их лишь в статике. Основным является вопрос движущих сил психического развития. Этот вопрос решался принципиально различным образом в таких школах, как психоанализ З. Фрейда, понимающая психология В. Дильтея, гормическая психология У. Мак–Дугалла, топологическая психология К. Левина, теория деятельности С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева, в теории личности Г. Оллпорта и т.д.

— обобщенное понятие, указывающее на количественные, прежде всего скоростные, показатели реализации тех или иных действий. Принято считать, что эти показатели тесно связаны с работой не специфических структур мозга разных уровней, в частности коркового уровня (медиобазальные отделы коры лобных и височных отделов мозга). В разных состояниях, в которых может находиться человек (утомление, возбуждение, стресс), эти показатели показывают очень широкую вариативность. Также велики индивидуальные различия. Например, у правшей скоростные показатели при выполнении серийных операций более высоки, чем у левшей. В нейропсихологии рассматриваются как показатели работы первого и третьего блоков мозга).

— понятие, отражающее интеграцию условнорефлекторных процессов в коре больших полушарий, которая достигается при многократном предъявлении одних и тех же положительных или тормозных условных раздражителей, следующих с постоянными интервалами времени между ними. При формировании динамического стереотипа происходят существенные энергозатраты, которые в дальнейшем окупаются за счет повышения эффективности работы нервной системы, т.к. после каждой реакции происходит автоматическая подготовка к последующей.


— особым вид садизма, при котором сексуальное наслаждение достигается за счет истязаний своих воспитанников. Получил название по имени домашнего учителя Диппольда.

- (от греч. dis – приставка, означающая расстройство, grapho – пишу) — нарушение письма, сопровождающееся заменой букв, пропусками, перестановками букв и слогов, и слиянием слов, обусловленное нарушением речевой системы в целом. Рассматривается в качестве симптома при алалии, при разных форм афазий, или при недоразвитии речи. Основой дисграфии обычно выступает неполноценность фонематического слуха и затруднения в произношении, которые препятствуют овладению фонематического состава слова. Может быть скорректирована при организации специальных упражнений в чтении и письме.


— переживание нелокализованных отрицательных эмоций, характеризующихся неприятными ощущениями (головная боль) и неблагоприятными психофизиологическими сдвигами. Причинами дискомфортных состояний могут быть фоновые влияния вредных или непривычных воздействий, чрезмерное ограничение или увеличение сенсорной стимуляции, нарушения сна. В качестве средства диагностики дискомфортных состояний могут использоваться электрофизиологические показатели (повышение активности медленных тета— и дельта— ритмов в электроэнцефалограмме).

- (от лат. discursus – рассуждение) — форма мыслительной стратегии, в которой происходит последовательных перебор различных вариантов решения задачи, чаще всего на основе связного логического рассуждения, где каждый последующий шаг обусловлен результатом предыдущего. Различают дедуктивные и индуктивные умозаключения. Часто дискурсивное мышление противопоставляют интуитивном.

(греч. dys — нарушение; morphe — форма, photos — страх) — психопатологическое расстройство с идеями мнимой или преувеличиваемой физической неполноценности и/или уродства в связи с анатомическим дефектом (форма и размеры носа, ушей, губ, рост, масса тела и т. п.) или нарушением физиологических функций (наличие запаха пота, кишечных газов и т. п.), производящего отталкивающее впечатление на окружающих. Может иметь характер навязчивости, но чаще сверхценной идеи или бреда. Сверхценная и/или бредовая Дисморфофобия обозначается термином «дисморфомания». Последняя определяет стремление любым путем «исправить дефект» (например, упорный, сопровождающийся кахексией, аменореей и другими обменными расстройствами отказ от приема пищи при нервной анорексии (anorexia nervosa).

- (от греч. dys – затруднение + morphe – форма + phobos – страх) — Идеи физического недостатка, основанные на реальной или мнимой телесной аномалии (рост, вес тела, форма лица), сопровождающиеся стремлением коррекции данной аномалии, автор Morselli E., 1886.

- (от лат. dissimulatio – сокрытие) — стремление скрыть свои болезненные состояния или расстройства, прежде всего психические.

(греч. dys — нарушение, thymos — настроение, чувство), диагностическая категория МКБ-10 — хронические (длительностью не менее 2 лет) депрессии непсихотического уровня, протекающие с минимальной выраженностью симптоматики (даже в периоды обострений отсутствуют не только бредовые, галлюцинаторные и/или ступорозные проявления, но и такие свойственные тяжелым депрессиям симптомы, как стойкие идеи виновности, суицидальные мысли и попытки, выраженное психомоторное торможение или ажитация).

- (от греч. dys – приставка, означающая расстройство + англ. stress – напряжение) — стресс, связанный с выраженными негативными эмоциями и оказывающий вредное влияние на здоровье, автор Г. Селье.

Пониженное настроение с раздражительностью, озлобленностью, мрачностью, повышенной чувствительностью к действиям окружающих, со склонностью к вспышкам агрессии. В редких случаях может проявляться атипично, в виде приподнятого или экзальтированного настроения с раздражительностью, напряженностью, агрессивностью. Дисфория наиболее характерна при органических заболеваниях головного мозга, эпилепсии, а также при некоторых формах психопатий (эксплозивной, эпилептоидной).

Дифференциальная психология — специальная область человекознания, предметом которой является анализ структуры индивидуальности на основе изучения ин­дивидуальных, типологических и групповых различий между людьми методом сравнительного анализа.

Дифференциальная психология (англ. differential psychology) — раздел психологии, изучающий индивидуально-психологические различия между людьми. Термин Д. п. введен нем. психологом В. Штерном (1900). Д. п. изучает как психологические различия конкретных индивидов, так и типологические различия психологических проявлений у представителей разных социальных, классовых, этнических, возрастных и др. групп. Сравнительному исследованию чаще всего подвергаются личностные и интеллектуальные особенности индивида, изучаемые в эксперименте, определяемые с помощью наблюдения, тестов или анализа результатов самонаблюдения. Одна из важных задач современной Д. п., ранее часто ограничивавшейся описанием характера и диапазона индивидуально-психологических проявлений, заключается в выделении наиболее существенных параметров организации психической деятельности (измерений, факторов), от которых зависит индивидуально-типологическая характеристика субъекта. Для понимания причин и условий возникновения индивидуально-психологических различий важно изучение их нейрофизиологических факторов в виде основных свойств н. с.; это изучение ведется ныне в рамках дифференциальной психофизиологии, возникшей благодаря работам Б. М. Теплова и его сотрудников (см. Небылицын В. Д.) на базе концепции типов и свойств н. с. И. П. Павлова.

Современная Д. п. широко применяет развитый математико-статистический аппарат, в т. ч. методы корреляционного, регрессионного, дискриминантного и факторного анализов. Данные Д. п. имеют важное прикладное значение для практики обучения, воспитания, психиатрических и психотерапевтических воздействий, определения профессиональной пригодности, профотбора и профориентации.

— раздел психофизиологии, изучающий зависимость поведенческих и субъективных особенностей от индивидуальных различий мозговой деятельности.

— сенсорный порог, характеризующийся минимальным различием между двумя раздражителями, воспринимающимися как различные или на которые может быть сформированы две различные реакции. Принято количественно выражать дифференциальный порог в виде отношения разницы между величиной постоянного раздражителя, служащего эталоном, и переменного, который в зависимости от величины воспринимается как равный или отличный от эталона, к величине постоянного раздражителя, так как это отношение константно в достаточно широком диапазоне раздражителя, привычном для наблюдателя.


— минимальное различие между двумя величинами раздражителя, вызывающее едва опознаваемое различие ощущений.

— метод, используемый при исследовании эхоической памяти, избирательности внимания, межполушарной асимметрии. Заключается в распознавании испытуемым слуховой информации, которая поступает по двум независимым каналам через наушники на левое и правое ухо.

— особенность восприятия. Заключается в том, что интервал времени, в течение которого существует ощущение, как правило, не совпадает с длительностью воздействия раздражителя. Ощущение возникает спустя некоторое время после начала воздействия, а пропадать может спустя некоторое время после прекращения воздействия.


— блок обработки информации, характеризующийся практически неограниченными временем хранения и объемом хранимой информации. Ее эффективность определяется за счет систематического повторения семантически закодированной информации, приводящего к установлению ассоциативных связей между элементами, по которым отдельная информация может быть восстановлена из всего информационного поля. Фактором, препятствующим воспроизведению из долговременной памяти, является интерференция.


 

- (от лат. domimns – господствующий) — понятие, предложенное А.А. Ухтомским, обозначающее господствующий в тот или иной временной отрезок очаг физиологического возбуждения в центральной нервной системе, на который происходит „переключение“ раздражителей, которые обычно индифферентны относительно этого очага. За счет этого возбуждение „накапливается“, а работа других нервных центров тормозится. Включает в себя нервные центры, имеющие корковую локализацию, и субкортикальные компоненты, совместная работа которых находит свое выражение в вегетативной и гуморальной динамике. Доминанта характеризуется повышенной возбудимостью, стойкостью возбуждения, суммативностью последовательно приходящих нервных импульсов, что является нейрофизиологической основой направленного поведения.

- (1818 – 1889) — нидерландский физиолог. Иностранный член Петербургской АН (1887). В 1869 г. создал методику изучения времени сложных реакций, которая основана на том, что из времени сложной реакции (выбор, различение и пр.) вычитается время простой (двигательное реагирование на сигнал). Данная методика получила название „закона Дондерса“.


— клиническое состояние мужчины, характеризующееся его стремлением к постоянной смене партнерши и неспособностью видеть в отношениях между мужчиной и женщиной ничего кроме телесного аспекта. В соответствии с психоаналитической трактовкой такой отказ от духовного общения с женщиной обусловлен его неосознанным желанием отомстить всем женщинам за отсутствие душевной теплоты у его собственной матери.


— стадия развития интеллекта ребенка от 2 до 7 лет, выделенная в концепции Ж. Пиаже. Характеризуется началом формирования символической функции, которая позволяет различать обозначаемое и обозначающее и выступает основной плана представления. Первоначально в качестве средства обозначения ребенком используются отсроченная имитация, игровой символ, рисунок, умственный образ, конструкции речи. За счет этого ребенок может мысленно расчленять объект, составлять его из частей. На этой стадии, как правило, еще отсутствуют полноценные обратимые операции и понятие о сохранении, но создаются условия для их формирования. Это достигается переходом действий в умственный план и их сокращением, что позволяет во внутреннем плане одновременно представить себе и прямое, и обратное действие, тогда как во внешнем плане их можно выполнить только последовательно. При этом ребенком должен быть преодолен собственный эгоцентризм или центрация на ярких, но мало существенных свойствах предметов.


- (от лат. sensus – чувство, ощущение) — феномен, выступающий одним из оснований зонной модели порога ощущения, автор К.В. Бардин. В опыте определения порогов чувствительности в припороговой области испытуемые для принятия решения о наличии сигнала часто используют неосновные признаки (например, при определении громкости звук может восприниматься как звонкий или глухой, пронизывающий, гладкий, блестящий и пр.). Тогда, когда условия опыта допускают такую переорганизацию сенсорного пространства из одномерного в многомерное, эффективность различения возрастает.


— цвета, при оптическом смешении которых возникает ощущение ахроматического цвета. Например, такими цветами являются синий и желтый, красный и голубовато–зеленый.



— этап психического развития от 3 до 6–7 лет. Характеризуется тем, что ведущей деятельностью является игра. Имеет чрезвычайно важное значение для формирования личности ребенка. Выделяют три периода: младший дошкольный возраст (3–4 года), средний (4–5 лет) и старший (5–7 лет). В рамках игровой деятельности происходит усвоение основных приемов орудийной деятельности и норм социального поведения. Наряду с игровой деятельностью в этом возрасте формируются и другие формы деятельности: конструирование, рисование. Существенным в формировании личности становится то, что мотивы и желания ребенка начинают согласовываться друг с другом, выделяются более и менее значимые, за счет чего происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к опосредованному каким–то правилом или образцом.

— относительно медленные микродвижения глаз с амплитудой от 0,8 до 10 угловых мин./с. и амплитудой 3–30 угловых мин., служащие дестабилизации ретинального изображения. Препятствует появлению „пустого поля“, когда объект перестает восприниматься.

- (28.10.1867, Кройцнах – 16.04.1941, Лейпциг) — немецкий биолог, основатель неовитализма. Профессор философии. Занимался проблемами регенерации и репродукции. На основе своих исследований эмбрионального развития организма сформулировал закон, согласно которому динамика развития каждой части зародыша зависит от ее места в целостном организме. Наделял все живое энтелехией, которую рассматривал как силу, обусловливающую существование и развитие организма, и которой приписывал функцию отбора из всех потенциальных путей развития. Разум, по его представлениям, также есть проявление энтелехии.

 
 

— личностные отношения между людьми, обусловленные духовной близостью, общностью интересов. В силу того, что в дружбе очень большую роль играют эмоциональные переживания, ее формирование и развитие зависит от частоты контактов, принадлежности к одной группе, совместной деятельности. Если детская дружба, характеризующаяся эмоциональной привязанностью, основана прежде всего на совместной деятельности, то с возрастом формируется подлинная потребность в другом человеке как личности, основанная на развитии потребности осознать самого себя, соотнести свои переживания с переживаниями другого человека. На этой основе осуществляются усиленные поиски друга, и возникает возможность его идеализации. Для взрослого человека основания для дружбы имеют более дифференцированный характер, так как дружеские чувства могут быть локализованы в любовных, семейных или родительских отношениях.


 

- (от лат. dualis – двойственный) — философское учение, в котором постулируется действенное начало и материального, и духовного. В частности, по Декарту, есть две субстанции — материя, основным свойством которой является протяжение, и дух, основанный на мышлении. При решении антропологической проблемы он выдвинул гипотезу взаимодействия этих субстанций, в котором в качестве посредника между телом и душой рассматривалась шишковидная железа мозга. В психологии дуалистические принципы были реализованы прежде всего в учении психофизического параллелизма (В. Вундт, Ф. Паульсен).

- (от лат. dualis – двойственный и англ. interaction – взаимодействие) — методологическая позиция, в рамках которой постулируется онтологическая реальность и идеального, и материального, между которым должны исследоваться возникающие взаимоотношения.

— понятие, введенное Л. Сонди для обозначения чрезмерно близкого, невротического контакта, возникающего в некоторых любовных парах, и основанного на регрессии эмоциональной сферы до тех переживаний, которые были сформированы в раннем детстве в отношении собственной матери. В частности, такая эмоциональная взаимозависимость характерна для алкоголиков или наркоманов.

- (20.10.1859 – 2.06.1952, Нью–Йорк) — американский философ и педагог. На основе философии Гегеля развивал свои представления, согласно которым сознание и мышление человека обусловлены содержанием практических действий. Автор первого американского учебника по психологии.

- (28.11.1848, Шау–де–Фондс, Швейцария – 4.11.1918, Берн) — швейцарский невропатолог, психиатр и психотерапевт. Придавал большое значение психологическим факторам возникновения психических болезней. Автор метода рациональной психотерапии.


 

- (род. 1896) — представитель трансперсональной психологии. Исходил из понимания того, что трансперсональный и телесный опыты не являются антагонистами. В силу этого основа человеческого развития — интегрировать телесный опыт со всеми другими видами жизненного опыта. Центрация человека на его телесном центре, который играет роль корневой системы растений, позволяет ему иметь поддержку, требующуюся для безопасного приобретения спиритуального опыта. Выступал за синтез психотехнических техник — глубинной и гуманистической психологии, гештальттерапия, психодрама, биоэнергетический анализ, айкидо, упражнений с луком и пр.

- (1858 – 1917) — французский философ, педагог и социолог, основатель французской социологической школы. С 1887 г. вел курсы по социологии и педагогике в университете Бордо, с 1902 г. — в Сорбонне. С 1896 г. по 1912 г. издавал „Социологический ежегодник“. Развивал идею о зависимости человеческой психики от культуры.